- Памяти [ ред. • ред. код ]
- Издание произведений [ ред. • ред. код ]
- Публикации о Владимира Мономаха [ ред. • ред. код ]
Материал из Википедии - свободной энциклопедии. Владимир Мономах Великий князь Киевский правление 1113
- 1125 предшественник Святополк преемник Мстислав Великий другие титулы князь Черниговский
князь Переяславский
князь Смоленский Биографические данные Имена Василий Дата рождения 26 мая 1053 Дата смерти 19 мая 1125 (71 год) Киев Место захоронения Софийский собор , Киев , Украина жена Гита Уэссекская Второй брак Ефимия Дети Мстислав , Изяслав , Святослав , Роман , Ярополк , Вячеслав Мария (Марина), Евдоксия, Евфимия, Агафья, Юрий , Андрей династия Рюриковичи род Мономаховичи отец Всеволод мать Мария
Володи? Мир Все? Володович, прозванный Володи? Миром Мономах? Хом (* 1053 - † 19 мая 1125 ) - Великий князь Киевский ( 1113 - 1125 ), Государственный и политический деятель, писатель. сын князя Всеволода Ярославича и византийской княжны Марии (по другим данным - Анны) из рода Мономаха. Крещен имя Василий.
Владимир был при жизни отца князем в Смоленске и Чернигове , Часто замещал его в борьбе с половцами , Выполнял дипломатические миссии. После смерти матери ( 1067 ) Покинул родительский дом и стал князем ростовским [1] . Это не в последнюю очередь было обусловлено тем, что в родительском доме появилась мачеха, дочь половецкого хана, которая, вероятно, могла быть одного возраста с Владимиром. Неприятие мачехи, сводных сестер и брата, переросло затем в ненависть к мачехи соплеменников - половцев [2] . В конце 11 в. укрепился на княжении в Переяславе . Переяславское княжество всего страдало от нападений половцев, и поэтому Владимир Мономах особенно стремился прекращения княжеских междоусобиц и объединения сил для борьбы против нападающих. Получил известность организацией совместных успешных походов князей 1103 и 1111 годах против половцев. во время киевского восстания 1113 года боярская верхушка пригласила Владимира Мономаха на княжение в Киев . Подавив восстание, Владимир Мономах, однако, вынужден был пойти на уступки народным массам, выдав закон, по которому уменьшил резы (Проценты) за ссуды и временно немного облегчил положение закупов, отменил холопство за долги (в расширенной редакции "Русской правды" эти постановления известные под названием Устав Владимира Мономаха ). инициатор Любечского съезда 1097 , Где была проведена радикальная реформа порядке наследования (принято принцип прямого родового наследования вместо сложной системы сеньората и изменения уделов) и Съезд в уветичах 1100 . Восстановил великокняжескую власть на большей части древнерусских земель и временно задержал процесс окончательного раздробления Древнерусского государства. За пределами его владений остались только Галицкая и Чернигово-Северская земли и Полоцк . Владимир Мономах имел своих посадников и в городах по Дуная .
Около 1070 женился на Ґитою , Дочерью английского короля Гарольда II , Который погиб в битве с норманнами при Гастингсе (14 октября 1066). гита была вывезена близкими в Швецию , А оттуда попала на Русь . она умерла 7 мая 1107 в Смоленске . 1107 Владимир Мономах женился на дочери половецкого хана Аепы .
Мономах отдыхает после охоты. Виктор Васнецов, 1900
Владимир Мономах - автор помещенного в Лаврентьевской летописи «Поучение» своим детям - выдающегося древнерусского литературного светского произведения, в котором осуждались княжеские междоусобицы и призывалось к объединению древнерусских земель. В летописи приведен легенду, якобы Владимир Мономах получил от своего деда по матери, византийского императора Константина IX Мономаха (Отсюда и его прозвище) бармы и корону, которые были символом царской власти [3] .
Полководец, политик, писатель, «... был красивый лицом, глаза у него были большие, волосы рыжеватые и курчавые, лоб высокий, борода широкая. Ростом он не был особенно высок, но крепкий телом и очень сильный ». На склоне своих лет Владимир Мономах с удовольствием вспоминал: «Вот когда я жил в Чернигове , Я своими руками стреножил в лесных пущах десятки три диких лошадей, да еще и приходилось ездить по степи, то также собственноручно ловил их. Два раза туры поднимали меня вместе с конем на рога, олень бил меня рогами, лось ногами топтал, а другой колол, дикий вепрь сорвал у меня с бедра меч, медведь укусил колено, а рысь однажды, вскочив мне на бедра, свалила вместе с конем ... ». Будто в подтверждение правдивости этих воспоминаний, в 1821 году в лесах под Черниговом было найдено тяжелый змеевик стоимостью 100 гривен кун , Затерянный князем во время одной из охотничьих приключений или безумной скачки к Киев ( «А из Чернигова я сотни раз скакал к отцу в Киев за один день до вечерние »). По мнению С. А. Высоцкого Мономах единственный из тогдашних чиновников, который оставил на стенах Софии Киевской два граффити: «Господи помоги рабу своему Василию, грешному, помоги ему, Господи» и «Господи, помоги рабу своему Владимиру на многие лета и дай прощение греха в день суда » [4] , Что делает его исключительной лицом как с исторической, так и с психологической точки зрения. [5]
Одно из изображений Владимира Мономаха
В Лаврентьевской, где представлены более широкую характеристику Владимира Мономаха, говорится: «И посидел он в Киеве на отчем столе тринадцать лет, и в год 6633 от начала мира преставился, мая месяца в девятнадцатый день, живя от рождения своего семьдесят три года. Преставился он на [реке] Альте, круг любимой церкви, которую он построил большими средствами [в честь Бориса и Глеба]. Сыновья же его и бояре отнесли его в Киев, и он положен был в святой Софии круг отца своего ». В Татищева характеристика Владимира Мономаха намного ярче. К тому, что «больше всего страшным он был для плохих», добавлено: ( «и любили его все окружающие и подвластные ему. Он не был гордым, а не возносился в своих добрых делах, а славу и честь всех побиди воздавал прежде богу, на него одного надеялся, и за то бог ему престол помимо других даровал и многих противников покорил. Ко всем он был милостивым и щедрым на пожертвования, в правосудии соблюдал законов, и хотя виновных карал, но больше уменьшая их вину и прощая. С лица был хороший , глаза большие, волосы рыжеватые и кудрявые, лоб высокий, борода ш ироко, ростом не очень большой, но крепкий телом и сильный. В ратях весьма храбрый и умелый виладнуваты войска. Он многих своих врагов победил и покорил, сам же один раз у Треполя был побежден, о чем никогда вспоминать не мог, отчасти от жалости за братом Ростиславом, который тогда утонул и которого он весьма любил, а отчасти от стыда, что беспорядок Святополка его к этому побуждал. Владел Русью 13, а всего жил 73 года ». [6] )
Был похоронен у отца в Софийском соборе. [7]
Памяти [ ред. • ред. код ]
- В 2002 году были выпущены памятные 10 гривен.
Памятник Владимиру Мономаху в г.. Прилуки
жена:
дети:
Издание произведений [ ред. • ред. код ]
- Владимир Мономах. Духовная великого князя Владимира Всеволодовича Мономаха детям своим, Названная в летописи Суздальской поученье. СПб., 1793. Х + 61 стр. Издание осуществил А. Мусин-Пушкин; подано текст произведений Владимира Мономаха с переводом их на русском языке.
- Буслаев Ф. Историческая хрестоматия ... На столб. 464-478 - отрывок из поучения Владимира Мономаха (с I тома литоп., Выданного Археограф, ком.) с комментарием.
- Памятники древнерусской церковно-учительной литературы. Вып. 3: 1. Поучения в разных истинах веры, жизни и благочестия. 2. Слова на св. Четыредесятницу. 3. Поучения против язычества и народных суеверий. Под ред. А. И. Пономарева. СПб., Изд. журн. «Странник», 1897. XVIII + 330 стр. На стр. 134-140-текст поучения Владимира Мономаха (с Лаврент. Летописи, изд. Археограф, комис, СПб., 1872).
- Белецкий А. И. Хрестоматия давней украинской литературы ... На стр. 66-70-текст (с сокращениями) Поучение Владимира Мономаха (по изд. Археограф, комис: Повъсть временных лет по Лаврентьевскому списке, СПб., 1910); с краткой характеристикой произведения.
- Гудзий Н. К. Хрестоматия по древней русской литературе ... На стр. 35-40 -уривкы текста поучения Владимира Мономаха (по Лаврентьевской списком летописи, изд. Археограф, комис, СПб., 1897); краткая характеристика произведения.
- Еремин И. П. и Лихачев Д. С. Художественная проза Киевской Руси XI-XIII веков ... На стр. Ill-XII - статья Д. С. Ляхачова: Литературные памятники Киевской Руси (общий обзор) на стр. 117-126-текст поучения Владимира Мономаха; на стр. 126-128 - текст письма Владимира Мономаха к Олегу Святославича; на стр. 128-129 - текст молитвы Владимира Мономаха (текста в русском переводе Д. Лихачева по Лаврентьевской летописи).
- вверх ↑ Повесть временных лет: Летопись по Ипатским списку. - М., 1990.
- вверх ↑ Чепа М.-Л. А. Семья Всеволода Ярославича (1030-1093) - великого князя Руси-Украины (историко-психологическая реконструкция) / Сборник научных трудов Института психологии имени Г. С. Костюка «Проблемы общей и педагогической психологии. Т. ИИИ. Ч. 3. - М., 2001. - С. 236.- 248. ISSN 2077-2289.
- вверх ↑ Чепа М.-Л. А. Почему тяжелая шапка Мономаха? / Пять великих тайн исторической психологии. - М., 2005. ISBN 966-8356-50-0 .
- вверх ↑ Древнерусские надписи Софии Киевской XI-XIV века. Вып.1. -К., 1966. 240 с.
- вверх ↑ Чепа М.-Л. А. Историко-психологическое исследование граффити Софии Киевской / Сборник научных трудов Института психологии имени Г. С. Костюка.- Т. IV.- Ч. I.- К., 2002.- С. 291-301.
- вверх ↑ Летопись русский / Пер. с древнерусской. Л. Е. Махновца; Отв. ред. А. В. Мишанич. - М .: Днепр, 1989. - XVI + 591 с. ISBN 5-308-00052-2
- вверх ↑ Извлечение изъ древнихъ русскихъ л? Топись / Отделъ И. Изв? Стия л? Тописные // Сборникъ материаловъ для исторической топографии Киева и его окрестностей.- Киевъ: типография Е. Я. Федорова, 1874.- С. 15
Публикации о Владимира Мономаха [ ред. • ред. код ]
- Лашнюков И. Владимир Мономах и его время.- Унив. изв., 1873, ноябрь, стр. 1-44.
- Протопопов С. Поучение Владимира Мономаха как памятник религиозно-нравственных воззрений и жизни на Руси в дотатарскую эпоху.- ЖМНП, ч. CLXXI, 1874, февраль, стр. 231-292.
- Огоновский А. История литературы русской ... С. 39-42
- Рогозинников И. Начала воспитания на основании «Поучения Большого кн. Владимира Всеволодовича Мономаха детям ».- Филолог, зап., 1892, вып. VI, стр. 1-6.
- Шляков Н. В Поучении Владимира Мономаха.- ЖМНП, ч. СССХХИХ, 1900, май, стр. 96-138; ч. СССХХИХ, 1900, июнь, стр. 209-258; ч. СССХХХ, 1900, июль, стр. 1-21.
- Франко Ив. Очерк истории украинской литературы ... стр. 12
- Возняк М. История украинской литературы. Т. И ... стр. 147-152
- Алексеев М. П. Англо-саксонская параллель к Поучение Владимира Мономаха.- Труды отд. др.-рус. лит. Инст. рус. лит. АН СССР, т. II, 1935, стр. 39-80.
- История украинской литературы. Т. И, ч. 1, ..., стр. 129-133
- Орлов А. С. Владимир Мономах. - М .: Издательство АН СССР, 1946. - 191 с.
- Данилов В. В. «Октавий» Минуция Феликса и «Поучение» Владимира Мономаха.- Труды отд. др.-рус. лит. Инст. рус. лит. АН СССР, т. V, 1947, стр. 97-107.
- Будовниц И. В. «Изборнике» Святослава 1076 года и «Поучение» Владимира Мономаха и их место в истории русской, обще-, ственной мысли.- Труды отд. др.-рус. лит. Инст. рус. лит. АН СССР, т. X, 1954, стр. 44-75.
- Чепа М.-Л. А. Почему тяжелая шапка Мономаха? / Пять великих тайн исторической психологии. - М., 2005. - С. 30-65. ISBN 966-8356-50-0 .
- Погодин М. П. В Поучении Мономаховом.- Изв. АН по отд. рус. яз. и слов., т. X, 1861-1863, столб. 234-244.
- Жадько В. А. Украинский некрополь.- К., 2005. С. 147.
Миром Мономах?
Почему тяжелая шапка Мономаха?
Изв?
Стия л?
Почему тяжелая шапка Мономаха?