вход на сайт

Имя пользователя :
Пароль :

Восстановление пароля Регистрация

Чишки

Это львовская объездная, восточный ее кусок. Чишки скромно подбираются к автостраде, так и на первый взгляд невзрачные и неинтересны, так уж скромные, что проехать мимо оборот справа ну очень просто. Но не стоит. В Чишках есть старый-престарый костел. И это хорошо: о)

Карта

Пока в костел доберешься - почти все село проедешь. Будут по дороге два храма, новые, но нам дальше, дальше ... Пока есть время, можно осмотреться и освоиться, как здесь и.

С рельефом здесь довольно скромно. Он, на горизонте видно Винники, там ландшафты помальовничише будут. А Чишки что - болота и болота. Именно на их берегах еще в скифские времена поселились люди: болота - неплохой стопор для вражеских нападений. Татар, правда, остановить в середине XIII века им не удалось, поселения, вероятно, сделало перерыв в своем существовании - как тысячи и тысячи других украинских городов и сел.

Первое письменное упоминание о Чишки относится к зна-а-ачно более позднего времени (11 ноября 1420р.) И связана именно с образованием католического храма и предоставлением ему земли. Есть еще вроде какие-то смутные свидетельства о селе и костел от 1364

Сами жители села называют его Чишки. Этимология топонима сложная и путаная, а ассоциации понятны: потные балетные классы или жители Чехии. Чехи здесь никогда не жили, а балетоманов в сельской глубинке тоже еще попробуй найди. Между тем, львовский ученый М.Л.Худаш предполагал, что на самом деле название происходит от славянского имени Тихослав (вариант - Чехослав). Еще одна версия предполагает, что жили здесь еще в княжеские времена музыки или артисты, утешали (почишалы) львовского князя.

Во времена Ягайло Чишки были польским селом на немецком праве. Так характеризует их краевед Василий Лаба ( «Штрихи к истории села Чишки", Львов, 1999). В то время поселение входило в имение Николая Дмитровского (герб Кораб), а позже - его сыновей Яна и Станислава. Солтис и другой сельский нобилитет были приглашенными из Львова немцами. Скажем, в 1437 лавниками Чишок были Гануш Вейго, Клозе Вонар и Матиас Газнар. Корчму тогда держал Гануш Ланчутер, а солтисом Михаил Сочевич. В 1442-1443 гг. Яна Дмитровского даже вызвали в суд по поводу передачи Чишок в королевскую казну, но помещик доказал, что Чишки издавна принадлежали к Дмитриевич, вотчины Дмитровский. Именно тогда и следует дата 1364: вроде того года село получил в дар Вацлав, сын Жеготы с Голухова - и взял себе позже фамилия Дмитровский. <? Xml: namespace prefix = o ns = "urn: schemas-microsoft-com: office: office" />

Сын Яна, которому пришлось в суде право на Чишки доказывать, тоже Ян, стал доминиканцем, а потому Чишки перешли его сестре, которая то ли вышла замуж за Юрием Струмило, или продала ему имение, и именно Струмило стал владельцем поселения в 1456 и уже 15 мая того же года подарил Чишки львовским францисканцам. Щедрый был. Или грешный и суеверный.

Как и другие поселения Галичины, в XVI в. Чишки неоднократно страдали от татарских набегов. Скажем, в 1515, 1575 После последнего набега от большого села злишилося чуть несколько домов. Набеги имели место и в 1648 г.. В мае 1649 крестьянин Ян Геланд под присягой заявил, что с Чишок невозможно взимать налог, поскольку село полностью снесено из почвы. Всего за месяц Чишки не досчитались полтысячи жителей: кто умер, а кто просто убежал.

Известно, что в 1565 село взял на 7 лет в аренду львовский подстароста Адам Семушовський годового оброк в 140 злотых и обязательства предоставлять францисканском монастыря ежегодно 8 бочек масла, 6 бочек сыра, пивколоды орехов, 2 полмеры проса, 10 гусей, 30 каплунов, 3 копы яиц, 2 камня лой, 3 четверти пшеничной муки и 4 телят. Уф. Хотя, кажется, Семушевский НЕ жаловался, иначе почему бы аренда была удлинена и в начале XVII века?

Неважо догадаться, что население Чишок францисканцев недолюбливало. Судебные процессы, раз за разом возникали из-за увлечения мещанами (а Чишки тогда были городком!) Кляшторный земель. Дошло даже до вооруженного конфликта в 1582 Под шумок и шляхта из окрестностей пыталась ободрать францисканцев. Особенно буянил Ян Лагодовский с Винников: в 1592 он набрал себе из леса, который принадлежал монахам, древесины на 15 000 гривен, а в 1603 вывез оттуда же 5000 (!!!) телег древесины. Масштабно мыслил мужчина.

Как монахи, то солдаты донимали жителям Чишок: когда в 1629 г.. Здесь остановилось войско, мещане были змущени работать даже в воскресенье, что страшезно их возмущало. Оно и понятно. Память о постой осталась с Чишко надолго: в 1634 г.., Когда Чишки снова были выбраны местом расквартирования, эконом монастыря воинов не пустил, навть несмотря на то, что офицер угрожал монаху смертью.

Василий Лаба сообщает, что в 1787 г.. В Чишках было 222 нумера. Хтосб может мне это предложение расшифровать? : О)

В конце XVIII в. в селе были винокуренный завод с "парижским городом" (возможно, имелся в виду парк), госпиталь, каменная Аустерия (постоялый двор) со старой корчмой, новая корчма и корчма Подгорная, за селом. А еще - новый пивовар. А еще - 5 прудов. А на них - мельницы, деяци вполне рабочие, а некоторые полумертвые от старости. По другим аграрно-статистическими деталям отсылаю к уже упомянутой труда Василия Лабы. Там даже список фамилий жителей села приведен!

На 1789 в селе царила трехпольная система.

Геральдистов заинтересовало бы сообщение, что в начале XIX в. Чишки имели печать с изображением перекрещенных косы, грабель и серпа, а верхом шла надпись: "ieczec wsi Czyszek". И поди разберись, то масонская мода той эпохи, или банальное агро-утвари?

11 июня 1821 после обеда в Чишках был страшный град (величиной с орех, а иногда - с гусиное яйцо) без дождя - в течение 17 минут. Грады и наводнения донимали селу также 16 и 21 мая и 5 июня 1860

Осенью 1873 началась эпидемия холеры, от которой умерли 80 человек. При этом соседние села от болезни почти не пострадали.

27 декабря 1903 община предложение ксендза Норберта ликвидировала местные ярмарки (происходили 2 июля, 14 сентября и 6 ноября на местном рынке). Причина? Вместо прибыли деревня только кражи и пьянство.

Перед Первой мировой в селе действовало спортивное общество " Сокол ".

Но время посмотреть и на местный костел.

Уже упоминавшийся Николай Дмитровский в уже упоминавшийся день 11 ноября 1420 фундував в селе деревянный храм под титулом Всех Святых и дал ему большое поле и полтора поля сенокосы, плюс стал на потоке Шапин (Сапин). Ксендзу, кроме традиционной десятины, досталась еще и бревно ржи от каждого крестьянского поля и овес перед днем ​​св. Мартина. <? Xml: namespace prefix = o ns = "urn: schemas-microsoft-com: office: office" />

Не надейтесь увидеть в Чишках 600-летнюю древность. Как ни жаль, но ее здесь нет и в помине. Храм шести веков столько раз разрушался и отстраивался, что спутать его с типичной неоготики эпохи fin de cicle очень просто. После одной из первых перестроек костел получил нового патрона - св. Леонарда, и продержался с ним до до 1492 года. Именно тогда деревянную святыню было разрушено во время татарского нападения, а новую на ее месте вибдудовано уже в камне. Ее тоже неоднократно уничтожали (1575, 1589, 1648 годы), но потом всегда восстанавливали.

В 1546 при храме начало действовать братство. Не так, чтобы уж очень активно: братья, заплатив взнос в полугрош (при поступлении - 3 талеры и фунт воска, а не Впотьмах же сидеть), собирались только четыре раза в год.

В 1532 владелица Звенигорода и Жукова София Кориткова заключила соглашение с настоятелем Бернардино Колачеком: храм получал сноповых - еще и из этих сел. В 1544 в мартиролог пострадавших (ячменем и овсом) за веру добавились еще и села Виннички и Безрадичи. Даже в середине XVII в. десятина все еще послушно выплачивалась: ежегодно каждое село давало по 8 корцив ячменя и ржи, а еще платило 15 злотых (с 1772, после ухода Галичины к Австрии - по 7 злотых 30 крон).

С 1594 приход принадлежала францисканцам, что подтверждено и буллой папы Климента VIII по 1602 Доходы костела шли на получение студентов и новициата францисканского ордена. В пользу костела помещики из окрестных деревень все жалели и жалели новые десятины: в 1626 50 злотых ежегодно начал предоставлять Александр Тшебинський из села Чижиков, а в 1660 г.. Десятина досталась от села Городиславичи и его владельца Петра Одновського. Если же десятина кем выплачивалась не слишком охотно, что с течением времени становилось постоянным явлением, то францисканцы НЕ стеснялись подавать на таких негодяев в суд. А чего они? <? Xml: namespace prefix = o ns = "urn: schemas-microsoft-com: office: office" />

С визитации 1755 известно, что в храме было 8 позолоченных алтарей, хоры и орган. У храма стояла деревянная колокольня с 3 колоколами. Как выглядел храм в то время, мне неизвестно, но известно, что в 29-30 июля 1774 состоялось посвящение НОВОГО костела святых Николая и Леонарда. С деревянным притвором. Освятил храм Вацлав Сераковский, львовский архиепископ.

Как это так - новый храм? Почему же тогда в Реестре нац. наследия пишется о XV-XVIII вв. и называется другой титул - св. Николая? А вот колокольня Датова несомненно XIX века.

Объясняю: от 1492 в храме сохранилась старая апсидна часть и фрагменты южной стороны. Так что XV века упомянуто не зря, все по-честному. Хотя даже от 1774 осталось немного: в 1894 г.. Святыня была расширена с северной стороны.

Но вернемся в XVIII век. В 1785 г.. Костельной имущество было оценено в 1625 злотых, а земли храма принадлежало 37 моргов, из которых собирали 142 копы разного хлеба. В 1789, когда в Франции штурмовали Бастилию и рубили головы попам, ксендз с Чишок Барнаба Кендзерський имел 18 семей крепостных.

В 1802 ксендз получил новую каменную плебанию из 6 комнат. Оценена она была в 2000 злотых. (Костел со всем его имуществом - в 6000 злотых.). Костельный двор содержал также шпихлир, конюшни, два сарая и место под сено. В плебании жил не только священник, но и викарии (им принадлежало 2 комнаты).

1820 поместье, принадлежавшем костела, имел 12 моргов земли. На нем раз в неделю работало 18 крестьян.

1 мая 1823 храм с визитациею посетил львовский архиепископ Алойзи Анкевич. А через несколько дней после визитации в костел ударила молния. Были повреждены образы св. Михаила и Валентина, выбиты 6 окон. Ночью 20 декабря 1825 горела плебания.

В 1857 храм был покрашены Михаилом Лозинским, а в 1859 большой алтарь был позолочен львовским мастером Яном Лагоцьким, который получил за это 460 злотых. В 1860 за 200 злотых. отреставрировали орган.

Перестройка 1894 имела место потому, что храм уже не вмещал всех прихожан. В 1897 костел был покрыт новой крышей. С 1898 г.. Службы здесь постоянно отправляли аж два ксендзы.

В 1901 был расширен прикостельний кладбище и обсажено его привезенными из Брюхович елями. В 1903 храм вновь расписывают: на этот раз это сделал Табинский, получив за работу 1750 злотых.

11 октября 1908 состоялось торжественное посвящение костельных колоколов: самый большой из них весил 550 кг ( "Мария"), средний - 294 кг ( "Юзеф", Иосиф), а наименьший - 169 кг. ( "Иван Евангелист»). В 1912 куплено новый орган по 1700 крон, а в следующем году был установлен новый большой алтарь с 8000 крон.

Во времена Первой мировой костел не пострадал, хотя 21 июня 1916 военная комиссия и собрала для нужд войска 2 крупнейших колокола. В 1917 Чишки отрималды по ликвидированы колокола соответственно 3348 и 1108 крон.

Осенью 1926 костел был ограблен: воры унесли золотые и серебряные вещи на несколько тысяч злотых.

Василий Лаба в книжечке "Штрихи к истории села Чишки" приводит данные Михаила Керницького (США) о том, что якобы в 1950-60-х годах, после пожара в закрытом храме, на стенах проявились надписи на украинском языке и рисунки.

Сейчас храм отдан, насколько поняла, местным греко-католикам.



Замки и храмы Украины - некоммерческий проект, годами поддерживается фактически силами и энтузиазмом одного человека . Помочь проекту:
гривневый счет 4149 4996 4440 7668, евровый - 5168 7573 7196 8977, payPal - [email protected]
Будем очень благодарны за любую жертву.

© All rights reserved.
Все права на материалы охраняются в соответствии с законодательством Украины.
Любое использование материалов сайта возможно только с предварительного согласованность Разработчик Lt;?
Хотя, кажется, Семушевский НЕ жаловался, иначе почему бы аренда была удлинена и в начале XVII века?
Хтосб может мне это предложение расшифровать?
И поди разберись, то масонская мода той эпохи, или банальное агро-утвари?
Причина?
Lt;?
А чего они?
Lt;?
Как это так - новый храм?
Николая?
Поиск по сайту
Меню
Реклама на сайте
Архив новостей
Реклама на сайте

Реклама на сайте







Архив сайта
Информация
www.home-4-homo.ru © 2016 Copyright. Все права защищены.

Копирование материалов допускается только с указанием ссылки на сайт.