- содержание
- Назначение придворным художником
- Первое путешествие в Италию
- Возвращение в Мадрид (зрелый период)
- Второе путешествие в Италию
- Возвращение в Мадрид (поздний период)
- Болезнь и смерть
- творчество
- придворный живописец
- Ученики и последователи
- известные картины
- Бодегонес, утренний период.
- См. также
- литература
- ссылка
- Диего Веласкес Информацию О
- Диего Веласкес Комментарии
Диего Веласкес
(исп. Diego Rodríguez de Silva y Velázquez, МФА: Дего Беласкес) (* 6 июня 1599 - † 6 августа 1660) - испанский художник.
Автор жанровых картин и портретов.
содержание
- 1 Биография
- 1.1 Назначение придворным художником
- 1.2 Первое путешествие в Италию
- 1.3 Возвращение в Мадрид (зрелый период)
- 1.4 Второе путешествие в Италию
- 1.5 Возвращение в Мадрид (поздний период)
- 1.6 Болезнь и смерть
- 2 Творчество
- 2.1 Севильский период
- 2.2 Придворный живописец
- 3 Ученики и последователи
- 4 Известные картины
- 4.1 бодегонес, утренний период.
- 4.2 Религиозные и мифологические сюжеты
- 4.3 Портреты
- 5 См. также
- 6 Литература
- 7 Ссылка
биография
Диего Веласкес родился в Севилье в 1599 году, в небогатой дворянской семье выходцев из Португалии. Учился живописи в родном городе у Франсиско Эрреры-Старшего (Francisco de Herrera) и в Франсиско Пачеко, дочери которого, Хуан Миранде, он женился в 1618 году.
Назначение придворным художником
Молодой художник приобрел в Севилье достаточно хорошей репутации. Его учитель Пачеко, а также друзья и земляки старались помочь его карьере. В 1622 он впервые был отправлен в Мадрид. Но, несмотря на то, что земляки, державшиеся в столице вместе, пытались ему помочь, стать перед королевскими глазами ему не удалось.
Расстроившись, Веласкес вернулся в Севилью. Но не успел он пробыть дома и двух месяцев (1623), как его догнал письмо от севильцев, который служил королевским капелланом. Он писал ему, что придворный живописец Родриго де Вильяндрандо умер, и место стало вакантным. Веласкес немедленно отправился ко двору, остановился в доме своего друга капеллана и написал его портрет. Другой севилець, камердинер кардинала-инфанта (королевского брата), отнес портрет во дворец и показал хозяину. Кардинал-инфант пришел в восторг и сразу заказал Веласкесу свой портрет. К тому времени изображение каноника уже увидел и сам король Филипп IV. Ему оно понравилось настолько, что он приказал брату - кардиналу-инфанту, уступить ему очередь позирования. Так Веласкес наконец получил возможность показать себя.
Картина произвела фурор ( «Портрет Филиппа IV с просьбой", 1623 г., (не сохранилась). Веласкесу выплатили гонорар, затем назначили ренту, а также приняли на должность придворного художника. Филипп IV повторил ему обещание Александра Македонского в Апеллеса: «никто, кроме тебя, писать меня больше не будет».
Первое путешествие в Италию
Венера с зеркалом, около 1644-1648, Лондонская Национальная галерея Портрет папы Иннокентия Х
В 1629-1631 году Веласкес путешествует по Италии. Знакомство с произведениями великих художников Италии повлияло на стиль живописца - он стал более свободным и блестящим, колорит менее тёмным в тенях, передает натуру в ярком освещении.
Возвращение в Мадрид (зрелый период)
В 1634 известный художник получил почетное звание королевского гардеробмейстера, в 1643 году - камердинера, в 1642-1644 гг. он сопровождал короля в его походе на Арагон.
Второе путешествие в Италию
В конце 1648 года Веласкес совершил второе путешествие в Италию - наиболее удачным произведением, написанным в этой поездке, стал портрет папы Иннокентия X. В Италии художника ждал шумный успех, он был избран членом римской академии.
Посетил Веласкес и Неаполь, что тогда принадлежал Испании. Власть испанской короны олицетворял вице-король. Придворным художником испанького короля в Неаполе был Рибера. Так встретились два великих испанских мастера 17 век. Веласкес не испытывал в Рибери конкурента и всячески способствовал приобретению картин Риберы в Мадрид, хотя их художественные манеры значительно расходились.
Возвращение в Мадрид (поздний период)
В 1651 г.. Веласкес вернулся в Мадрид. Этим событием искусствоведы датируют начало позднего периода его творчества.
Болезнь и смерть
В 1652 художник был назначен королевским обер-гофмаршалом. Новая должность Веласкеса (в его обязанности входила подготовка и организация праздников при дворе) отнимала много сил и времени. После большого праздника на границе с Францией, посвященного бракосочетанию инфанты Марии-Терезии с французским королем Людовиком XIV, художник тяжело заболел, и вскоре после возвращения в Мадрид, 6 августа 1660 года умер.
Лас Менинас, 1656-57, Прадо
творчество
Севильский период
Ранние полотна севильского периода в основном были созданы в жанре бодегонов (исп. Bodegon - трактир). В общем, это были натюрморты, кухонные сцены, трактирные зарисовки. ( «Завтрак», около 1617-1618; «Старая кухарка», около 1620, «Завтрак двух юношей», «Водонос», около 1621). В похожем стиле написаны и несколько религиозных картин этого же периода - «Поклонение пастырей», «Поклонение волхвов» (1619) «Христос в доме Марфы и Марии» (около 1620).
Прежде всего в них чувствуется внимательное изучение молодым Веласкесом караваджистського искусства, многие образцы из которого были доступны в Севилье. А также долгое пребывание в мастерской Пачеко: работа с натуры, исполнительность рисунка, точность сходства с моделью.
придворный живописец
Филипп IV Испанский, 1656
В мадридский период мастерство художника совершенствуется. Он обращается к экстраординарным для испанской живописи античных сюжетов ( «Вакх, или пьяницы», 1628-1629, «Кузница Вулкана», 1630), а также исторических - «Сдача Бреды» (1634).
Портреты, созданные Веласкесом в 1630-1640 годах, принесли ему заслуженную славу мастера этого жанра. Хотя в портретах Веласкеса обычно отсутствуют жесты и движение, они чрезвычайно реалистичны и естественны. Фон подобран так, чтобы максимально оттенять фигуру, цветовая гамма строгая, но оживляется тщательно подобранными сочетаниями цветов. Веласкесу удавалось в портрете передать характер человека, показать противоречивость черт его характера.
Самые известные портреты дона Хуана Матеоса (1632), генерала Оливареса (1633), конный портрет короля Филиппа III (1635), папы Иннокентия X (1648).
Портретам позднего периода творчества Веласкеса в большой степени свойственны артистизм и психологическая завершенность (инфанта Мария Тереза, 1651; Филипп IV, 1655-1656; инфанта Маргарита Австрийская, около 1660).
Ученики и последователи
Непосредственным продолжателем и наследником его должности при дворе оказался его ученик и муж его дочери Франсиско - Хуан Батиста дель Масо (Juan Bautista Martinez del Mazo). Но он не имел таланта своего предшественника, и смог воспроизводить лишь некоторые внешние формы. Другой ученик Веласкеса - Хуан де Пареха, мавр, который был слугой в его мастерской. (Веласкес изобразил этого негра на одном из лучших своих портретов). Пареха писал портреты и религиозные картины.
После Веласкеса при мадридском дворе короля Карла II работали Клаудио Коэльо и Хуан Каррено де Миранда. С изменением правящей династии (испаньски Бурбоны) французское барокко и рококо вытеснило в высших слоях столь прекрасно созданный Веласкесом реализм и натурализм. Позже к наследию Веласкеса обратились уже романтики и импрессионисты.
Тарас Шевченко, как и его учитель Карл Брюллов, высоко ценил портерт Веласкеса. В повести «Художник» он вспомнил портерт в Строгановском галереи, приписывалась тогда Веласкесу, и копию Брюллова с этого портрета.
известные картины
Инфанта Маргарита Австрийская, 1660 Неизвестная
Бодегонес, утренний период.
- «Три музыки», Берлин
- Завтрак, Музей изобразительных искусств, Будапешт
- Завтрак, Эрмитаж, Санкт-Петербург
- «Мулатка»
- «Водонос» (или «Продавец воды»).
- «Яичница» (или «Женщина готовит яичницу»), Эдинбург
Религиозные и мифологические сюжеты
- «Поклонение волхвов», 1619, Прадо, Мадрид
- «Христос в доме Марфы и Марии», 1620, Национальная галерея, Лондон.
- «Изгнание мавров», 1627, Прадо, Мадрид
- «Триумф Вакха или Пьяницы», 1628, Прадо, Мадрид
- «Кузница Вулкана», 1630, Прадо, Мадрид
- «Распятый Христос», 1632, Прадо, Мадрид
- «Сдача Бреды (Лес Пик)», 1634, Прадо, Мадрид
Портреты
- «Неизвестная испанка», 1646, Собрание герцога Девонширского
- «Портрет Оливареса», 1633, Эрмитаж, Санкт-Петербург.
- «Филипп IV верхом», 1636, Прадо, Мадрид
- «Портрет Филиппа IV в военном костюме, названный Ла Фрага», 1644, Коллекция Фрика, Нью-Йорк
- «Портрет Филиппа IV», 1656, Прадо, Мадрид
(Всего было написано полтора десятка портретов короля течение 37 лет).
- «Портрет папы Иннокентия X», 1648, Рим.
- «Портрет инфанты Марии Терезы», 1651, собрание Леман, Нью-Йорк
- «Портрет инфанты Маргариты в голубом платье», 1659, Музей истории искусств, Вена
- «Портрет инфанты Фелипе Просперо», 1659, Музей истории искусств, Вена
- «Портрет инфанты Маргариты Австрийской», 1660, Прадо, Мадрид
- «Портрет Хуана Матео, королевского обер-егермейстера», Галерея старых мастеров, Дрезден
- Портретный этюд папы римского Иннокентия 10го, Национальная галерея искусства, Вашингтон.
См. также
- искусство Испании
- портрет
- парадный портрет
- живопись барокко
- Историческая живопись
- Мадридская школа
- Неаполитанская школа
- Римская художественная школа
- Портрет в искусстве 17 века (книга)
литература
Портал «Искусство» портал «Биографии» портал «Испания»
- C. Justi, «Diego Velazquez und sein Jahrhundert» (Бонн, 1888, 2 т.);
- W. Stirling Maxwell, «Velazquez und seine Werke» (перевод с английского, Берлин, 1856)
- Paul Lefort, «Velazquez» (общедоступная труд, входит в сборник серии книг «Les Artistes célébres»).
- Шевченковский словарь: В двух томах / Институт литературы имени Т. Г. Шевченко Академии Наук УССР. - М .: Главная редакция Уре, 1978.
ссылка
- Диего Веласкес. Картины и биография
- картины художника
Диего Веласкес, Диего Веласкес водонос, Диего Веласкес картины, инфанта Диего Веласкеса
Диего Веласкес Информацию О
Диего Веласкес Комментарии
Диего Веласкес
Диего Веласкес
Диего Веласкес
Вы просматриваете субъект.
Диего Веласкес что, Диего Веласкес кто, Диего Веласкес описание
There are excerpts from wikipedia on this article and video