- анализ произведения
- История написания
- тема
- Основные идеи произведения
- методы
- литературное направление
- Образы ( «действующие лица») новеллы
- Сокращенный перевод «Intermezzo»
Узнайте больше о импрессионистскую новеллу Михаила Коцюбинского "Intermezzo", особенности произведения, его "действующих лиц". В сокращенном переводе важные моменты сюжета, отрывки из текста, которые надо знать на ВНО!
Автор текста далее - Дмитрий Заяц
***
анализ произведения
Жанр
Произведение начинается посвящением ( «Посвящаю кононовским полям») и перечнем необычных «действующих лиц» (Моя усталость, Нивы в июне, Солнце, Три белых овчарки, Кукушка, Жаворонки, Железная рука города, человеческое горе).
Однако «Intermezzo" не драматический, а эпическое произведение. По жанру это импрессионистическая новелла.
Новелла - один из видов эпических произведений, близкий по размеру к рассказу, но отличается от него чрезвычайной краткостью изложения, напряженностью развития сюжета, неожиданностью решения; свойственен глубокий психологизм в раскрытии внутреннего мира персонажей, отступления от норм устойчивой строения.
История написания
Произведение имеет автобиографическую основу. М. Коцюбинский через интенсивную работу, выполнение служебных обязанностей истощился физически и морально. Летом 1908 писатель отдыхал в усадьбе известного украинского общественного деятеля Евгения Чикаленко в селе Кононовка вблизи г.. Яготина (Киевская область).
Природа обогатила писателя многочисленными впечатлениями. Так в 1908 появилась новелла «Intermezzo».
тема
Тема произведения кроется в его названии. Слово «Intermezzo» означает «передышку, пауза». Этот музыкальный термин означает небольшую инструментальную пьесу, выполняемую между действиями драматического или оперного произведения при его представлении.
М. Коцюбинский вложил глубокий философский смысл в название своей новеллы. Образом Intermezzo новеллист указывал не только на отдых уставшего художника, но и на органическую связь, может, чем-то прерванных периодов в творчестве честного гражданина, остался верен своим идеалам. Поэтому новеллу можно считать и автобиографическим произведением (автор в образе лирического героя новеллы показал самого себя).
Повествование в произведении ведется от первого лица.
Основные идеи произведения
Можно выделить две основные идеи новеллы.
1. Необходим глубокий духовную связь с природой, единение с ней, чтобы преодолеть усталость, уныние, отдохнуть,
набраться сил для новой борьбы.
2. Идея служения художника народу.
Несмотря на собственные проблемы, депрессию, отчаяние, художник обязан помнить о страданиях и бедах своего народа, служить ему своей жизнью и творчеством (именно поэтому герой в конце произведения покидает кононовские поля и снова возвращается в город, чтобы продолжить свою духовную и творческую деятельность , направленную на служение украинскому народу).
методы
Удачно созданы пейзажи передают неразрывной связи человека и природы. Рассказчик чувствует «соболью шерсть ячменя, шелк колосистой волны», ему ветер набивает уши «кусками звуков, путаных шумом», «тихо плывет голубыми реками лен», плывет так спокойно, что «хочется сесть на лодку и поплыть».
Эта картина выглядит роскошной благодаря богатой художественно-выразительных системе (эпитеты, метафоры, сравнения), словам-звукам и словам-краскам.
литературное направление
Литературное направление - импрессионизм. М. Коцюбинский считается ярким представителем импрессионистической течения в украинской литературе.
Импрессионизм (от франц. «Впечатление») - художественное направление, основанное на принципе непосредственной фиксации впечатлений, наблюдений, сопереживания.
Образы ( «действующие лица») новеллы
В подзаголовке к «Intermezzo» написано: «Действующие лица» и дается их перечень:
• кукушка
• жаворонок
• три белые овчарки
• поля в июне
• солнце
• моя усталость
• железная рука города
• человеческое горе
На первый взгляд, их действующими лицами не назовешь, и они тесно связаны между собой, дополняют друг друга, обусловленные идейным содержанием.
Среди минорных (то есть отрицательных) образов новеллы - усталость, железная рука города (города), человеческое горе.
Так, усталость крепко держит душу писателя, он борется с ней за свое душевное спокойствие. И усталость постепенно отступает. М. Коцюбинский любуется природой, подолгу гуляет полями.
Железная рука города - это воплощение проблем в жизни героя, негативного воздействия городской жизни, оторванного от природы, приводит к усталости, отчаяния. Образ железной руки упоминается в начале и в конце произведения (сначала герой убегает от «железной руки города», затем она возвращает его обратно, но когда он уже отдохнул и морально готов продолжать борьбу).
Сначала природа будто противостоит лирическому герою: «На небе солнце - среди нив я». Постепенно восстанавливаются силы героя, солнце меняет его настроение, становится желанным гостем.
В призывных словах: «Потуши солнце и зажги второе на небе ...» чувствуется готовность героя к новой борьбе.
Развертыванию образа солнца помогают кукушка и жаворонок.
Под натиском сил природы отступает «усталость». Сначала она полностью завладела героем, и проходит время, и она
напоминает о себе тенью или облаком на время и уступает место солнцу.
Единственный человеческий образ в произведении, кроме образа автора, это образ крестьянина. Он связан с образом «человеческого горя». Встретившись с ним, герой почувствовал все страдания крестьянства - бедного, безземельного, забитого.
Образ крестьянина олицетворяет украинский народ, за счастье и свободу которого должен бороться художник своим художественным словом. Лирический герой сопереживает горю крестьянина, думает о судьбе трудящихся.
Новелла «Intermezzo» - как бы сплошной пейзаж, и в то же время мы почти не видим природы, не знаем, что в ней происходит. Перед нами - душа лирического героя. Именно душой завладела усталость, именно в душе играет жаворонок на громкой арфе, глубоко в душу западают слова крестьянина.
«Действующие лица» символизируют сложную борьбу, происходящую в душе героя, передают, как постепенно, отдыхая, приходит он к осознанию необходимости борьбы.
Следовательно, так называемые действующие лица новеллы «Intermezzo» - это символы противоречивых чувств и переживаний лирического героя, воплощающего лучшие черты художников своей эпохи.
Сокращенный перевод «Intermezzo»
Посвящение: «кононовским полям»
Действующие лица: Моя усталость, Нивы в июне, Солнце, Три белых овчарки, Кукушка, Жаворонки, Железная рука города (города), Человеческое горе.
«Осталось еще только спакуватись ... Это было одно из тех бесчисленных« надо », которые меня так утомили и не давали спать», - так начинается произведение.
Это «надо» автор сравнивает с «многоголового зверем». Но он понимает, что «освободиться» от него можно лишь на время. Потому что жизнь идет, трогая каждого безусловно, «идет, как волна на берег». Автор признается: «Я не могу разминуться с человеком. Я не могу быть одиноким ».
Иногда именно это раздражает, утомляет, потому что человеку необходимо время от времени уединиться: «Меня утомили люди. Мне надоело быть заездом, где вечно толкутся эти создания, кричат, суетятся и мусорят. Повидчиняты окна! Проветривать дом! .. Пусть войдут в дом чистота и покой ».
Это стремление к покою и одиночества иногда бывает таким сильным, что автор готов согласиться на любой способ достижения вожделенного «Смерть? Сон? »
Поэтому приходит желание хотя бы на время отдохнуть, послушать не «ревущие потоки человеческой жизни», а желанную тишину.
* * *
Вторая часть описывает картину дороги, или, точнее, бегства от «железной руки города».
Казалось, тишину глушили громкие голоса. Но вот уже зеленый бесконечности природы, а «неба здесь было так много, что глаза тонули в нем, как в море».
И чуть бричка вкатилась во двор - закуковала кукушка. «Тогда я вдруг услышал большую тишину. Она виповняла весь двор, таилась в деревьях, залегла по глубоким голубых просторах. Так тихо, что мне стыдно стало звон собственного сердца ».
* * *
Зачем человеку эта тишина? Чтобы услышать и увидеть что-то главное, важное в жизни, что закрытая ежедневной суетой. Эта тишина упала так неожиданно, что ей не веришь. Кажется, даже предметы вокруг посягают на эту тишину. Будто они живут своей тайной жизнью: «Кто знает, что делается там, где человек не может видеть ...»
Несколько раз автор как бы сам себе повторяет: «Разве я что знаю? Разве я знаю? »И тут лирический герой чувствует, как в его сердце просятся из внешнего мира люди,« все те, что составляли в мое сердце, как к собственному тайнике, свои надежды, гнев и страдания или кровавую жестокость зверя ». Их так много, что душа не в состоянии воспринимать все так же остро, как раньше. И герой это понимает, рассказывая об этом отстраненно, будто издалека.
Да, это ненормально, когда человек привыкает к громкому боли и больше на него не реагирует. Но иногда надо дать отдых страдающей души: «Я не имею уже капли горячей крови ... Вы видите, я даже не краснею, лицо мое белое, как и у вас, ибо ужас высосал из меня всю кровь ... Проходите! Я устал ».
И вдруг ... Открыв глаза, герой видит «глубокое небо и ветви березы. Кует кукушка. Бьет молоточком в хрустальный большой колокол - ку-ку! ку-ку! - и сеет тишину по травам ».
Мир, безграничный, солнечный, зеленый окутывает и ласкает. Да здравствует солнце! Да здравствует небо! Да здравствует мир и все живое в нем!
Вот три овчарки подняли шум. Ни к чему враждебность. Этот мир такой мягкий и красивый, что в этом нет места ненависти. И герой признается псу: «Я не враг тебе». Тогда чего же сердится собака? Цепь держит его, не дает дышать. Не хватает свободы.
Герой отпускает собаку с цепи, и тот, забыв о предыдущих угрозах, вслепую помчался куда-то: «У, благородная псина: тебе воля дороже, чем довольна злость».
* * *
«Мои дни текут теперь среди степи, среди долины, налитой зеленым хлебом. Бесконечные тропы, скрытые, интимные, как для самых близких, водят меня по нивах ... Я теперь имею отдельный мир ... На небе солнце - среди нив я. Больше никого. Иду. Глажу рукой соболью шерсть ячменя, шелк колосистой волны. Ветер набил мне уши кусками звуков, путаных шумом. Такой он горячий, такой нетерпеливый, что даже кипят от него срибноволоси овса ».
Сама вечность в своей радостной величественной красоте предстает в этих словах лирического героя, окутывает зелеными руками жалкую кучку домиков, нивы. «Что значит для них человек? Ничего. Он вышел в поле мелкая беленькая точка и потопят в нем. Она кричит? Поет? И делает движение? Немая безвладнисть пространств все это проглотила. И снова ничего. Даже следы человека затертые и закрытые: поле скрыло тропы и дороги ... Над всем царит только ритмичный, сдержанный шум, спокойный, уверенный в себе, как живчик вечности. Как крылья тех ветряков, что чернеют над полем: равнодушно и непрерывно делают В воздухе круг, словно говорят: так будет вечно ...: in saecula saeculorum (на века
вечные) ».
* * *
Постепенно тот мир и спокойствие, царившее вокруг, входит в душу лирического героя, наполняет его: «Поздно я возвращался домой. Проходил овеянные духом полей, свежий, как дикий цветок. В складках своей одежды приносил запах полей, как ветхозаветный Исав. Спокойный, одинокий, садился где-то на крыльце пустого дома и смотрел, как строилась ночь. Как она ставила легкие колонны, заплетала сеткой теней, сдвигала и поднимала вверх смутные, дрожащие стены, а когда все это змицнялось и темнело, склепляла над ними звездный купол. Теперь я могу спокойно спать, твои крепкие стены станут между мной и всем миром. Спокойной ночи вам, поля. И тебе, кукушка ».
* * *
По такой ночью непременно будет солнечный яркий день, и «я полон симпатии к солнцу и иду прямо к нему, лицом к лицу. Вернуться к нему спиной - дай бог! Какая неблагодарность! Я очень счастлив, что стричаюсь с ним здесь, на пространстве, где никто не заслонит его лицо, и говорю ему: "Солнце! я тебе благодарен. Ты сеешь в мою душу золотой засев - кто знает, что выйдет из того семян? »
Попивая солнце, как целебный напиток добра, герой чувствует в душе любовь: «Смотри же на меня, солнце, и засмалы мою душу, как засмалило тело, чтобы она была недоступна для комариного жала ... (Я себя ловлю, что к солнцу обращаюсь , как к живому существу. Неужели это значит, что мне уже не хватает общества людей?) ».
Вместе с овчарками он бродит полями, бережно неся домой спокойствие и чувство родства с самой землей: «Покойся тихо под солнцем, ты такая же уставшая, земля, как я. Я тоже пустил свою душу под черный пар ».
* * *
Может, потому и чувствует лирический герой свое родство с землей: «В городах земля одета в камень и железо - и недоступна. Здесь я стал близок к ней. Свежими утрам я первый будил сонную еще воду колодца ».
Это общение с живой природой, с самой землей дарит ему особое ощущение, что все на свете прекрасное. «Я здесь чувствую себя богатым, хотя ничего не имею. Ибо вне всяких программами и партиями - земля принадлежит мне. Она моя. Всю ее, большую, роскошную, созданную уже - всю я вмещает в себе. Там я творю ее заново, во второй раз - и тогда кажется мне, что еще больше права имею на нее ».
Надо внимательно слушать эту землю, чтобы сохранить это неповторимое чудо для потомков. Глазами сердца увидел автор замечательную картину: «Серая маленькая птичка, как ком земли, низко висела над полем. Трепала крыльями на месте напряженно, часто и тяжело тянула вверх невидимую струну от земли до неба. Струна дрожала и гремели. Тогда, закончив, падала тихо вниз, натягивала дугу с неба на землю. Объединяла небо с землей в громкую арфу и играла на струнах симфонию поля. Это было прекрасно ».
***
«Так протекали дни моего Intermezzo среди безлюдье, тишины и чистоты. И благословен я был между золотым солнцем и зеленой землей. Благословен был покой моей души. Из-под старой страницы жизни выглядывала новая и чистая - и неужели я хотел бы знать, что там записано будет? »Жизнь продолжается, оно разворачивается чистым листом нового начала.
* * *
Но вот встреча на ниве - «я и человек». Герой встретил «обычного мужика». Он не знает, каким сам кажется этому человеку, но тот вызвал в памяти героя страшные картины жизни украинского народа: почерневшие соломенные крыши домов, «грязные, некрасивые» девушки, возвращаются с тяжелой работы, бледные, как тени, женщины , голодные дети из проголодавшимися же собаками ...
«Он говорил о вещах, полные ужаса для меня, так просто и спокойно, как жаворонок бросал на поле песню, а я стоял и слушал, и что-то дрожало во мне. Ага, человеческое горе, ты же ловишь меня? И я не бегу? Уже натянулись ослабленные струны, уже чужое горе может играть на них »
Так человеческое горе врывается в тишину души героя, но теперь там нет холодного равнодушия. И социальные беды возникают, как призрак. Но слишком реальная и призрак «Ходишь между людьми, как между волками ... Бедный в убогого тянет рубашку с плота, соседа соседа, отец у сына. Люди едят сифилис, нужда, водка, а они в темноте жрут друг друга. Как нам светит еще солнце и не погаснет? Как можем жить? »
«Говори, говори», - повторяет лирический герой, будто хочет привлечь собеседника вылить в словах всю боль и освободиться от него. «Растопи гневом небесный купол. Покрой ее облаками твоего горя, чтобы были молния и гром.
Освежи небо и землю. Погаси солнце и зажги второе на небе. Говори, говори ... »
* * *
«Город снова протянул за мной свою железную руку на зеленые поля», - так образно описывает свое возвращение к людям автор.
С какими мыслями он возвращается? «Прощайте, нивы. Катите себе шум свой на позолоченных солнцем хребтах. Может, кому-то он покажется так, как мне. И ты, кукушка, с вершины березы. Ты тоже строила струны моей души. Они ослабли, потрепанные грубыми пучками, а теперь натягиваются снова. Слышите? Вот они забренчала даже. Прощайте. Иду к людям. Душа готова, струны тугие, настроены, она уже играет ... »
***
Импрессионизм означает «впечатление» на французском. Импрессионистические произведения написаны на основе меняющихся впечатлений, переживаний, чувств и эмоций и призваны пробуждать подобные ощущения у читателя. Удалось ли вам побывать на КОНОНОВСКОЕ полях? 🙂
Программа ВНО по литературе содержит два произведения Михаила Коцюбинского. Об одном из них - "Тени забытых предков" - мы уже писали ранее. Читайте здесь:
Готовитесь к ВНО по украинскому и не знаете, с чего начать или что еще выучить? Запишитесь на наш короткий, но очень обучающий видеокурс 5 самых заданий ВНО . Это бесплатно!
Сон?Разве я знаю?
Тогда чего же сердится собака?
«Что значит для них человек?
Она кричит?
Поет?
И делает движение?
Ты сеешь в мою душу золотой засев - кто знает, что выйдет из того семян?
Неужели это значит, что мне уже не хватает общества людей?
И я не бегу?