- «Преступление и наказание» характеристика героев
- Сонечка Мармеладова характеристика
- Аркадий Свидригайлов характеристика
- Алена Ивановна характеристика
- Амалия Ивановна характеристика
- Заметова Александр Григорьевич характеристика
- Зосимов характеристика
- Илья Петрович характеристика
- Екатерина Ивановна характеристика
- Лебезятников Андрей Семенович характеристика
- Лизавета характеристика
- Лужин Петр Петрович характеристика
- Мармеладов Семен Захарович характеристика
«Преступление и наказание» краткая характеристика героев романа Достоевского изложена в этой статье.
«Преступление и наказание» характеристика героев
Родион Раскольников характеристика
Бедный, но способен петербургский студент Родион Раскольников одержим идеей, которая берет начало в гуманизме и общечеловеческом смысле бытия: будут оправданы нарушения закона, если они сделаны во имя человечества? Внешние обстоятельства (нищета и вынужденное решение сестры выйти замуж по расчету) толкают Родиона на то, чтобы проверить свою теорию на практике: он убивает старуху-процентщицу и ее сестру Лизавету, которая была на тот момент времени беременной. Именно с этого момента начинаются мытарства бедного Раскольникова: даже физически он не может справиться с испытанием: несколько дней после убийства он лежит в горячке; по факту убийства его начинает вызывать следователь и допрашивать: подозрения мучают студента, он теряет покой, сон, аппетит; но самое главное мытарство - это совесть, которая требует возмездия за кровавое преступление, совершенное Раскольниковым.
Поддержку Родион находит в семье и любви - именно эти две ценности Достоевский ставит во главу угла: только благодаря матери, сестре Авдотьи и Сонечке, в которую Родион влюбляется, он все-таки приходит к выводу, что за каждое преступление человек должен претерпеть наказание. Он сам приходит к следователю и признается в убийстве. После суда Сонечка едет за ним на сибирскую каторгу. От него не отказываются ни родные, ни друзья - вот и жертвенность и то всепрощения которое возвышает человека. Прийти к осознанию собственной вины и решиться на добровольное признание помогает Родиону Сонечка Мармеладова.
Сонечка Мармеладова характеристика
Различные женские образы встречаются в русской литературе, но Соня Мармеладова - трагическая и одновременно с тем самая возвышенная героиня:
вместо презрения, которое должно вызывать проститутка, Соня симпатичная и прекрасная в своей самопожертвованию: ведь она идет зарабатывать своим телом ради семьи;
вместо вульгарной и грубой уличной продажной женщины читатель видит скромную, нежную, тихую девочку, которая стесняется собственного занятия, но ничего изменить не может;
Раскольников сначала ненавидит ее, так как чувствует, что его тянет к ней стремительно: тянет так сильно, что он вынужден ей первой рассказать о своем злодеянии, но потом понимает, что именно Сонечка - это спасение, Господь послал ему удовольствие.
Сонечка идет рука об руку с Родионом протяжении всего романа. Ее вера, жертвенность, кротость и светлая, чистая любовь помогает понять главному герою смысл человеческого бытия. Понять страшную ошибку, которую сделал Раскольников, позволяет еще один центральный образ романа - Свидригайлов.
Аркадий Свидригайлов характеристика
Свидригайлов является идейным двойником Раскольникова, на примере которого Достоевский показывает, что сделала с человеком теория Родиона, когда ему все позволено:
Свидригайлов
- развратный и вульгарный хотя и дворянин;
- подозревается в убийстве;
- шантажист.
И вместе с тем он одинок и не выдерживает тяжести собственных грехов: он кончает жизнь самоубийством. Вот от чего Сонечка спасает своего Родиона.
Система главных образов в романе такова, что герои дополняют друг друга и вносят свои коррективы в идейную структуру романа: не будь одного из них - система бы рухнула. Нельзя категорически делить всех на хороших и плохих: сердце каждого человека - арена, где каждый день бьются добро и зло. Кто из них победит, решать только самому человеку. Именно эта борьба показана в романе с помощью главных героев, которые помогают читателю правильно понять мнению великого Достоевского.
Алена Ивановна характеристика
Алена Ивановна - ростовщица «... крошечная сухая старушка, лет шестидесяти с точили и злыми глазками, с маленьким острым носом ... светлые, мало поседевшие волосы ее были жирно смазаны маслом. На ее тонкой и длинной шее, похожей на куриную ногу, было наверчено какое фланелевую тряпье, а на плечах, несмотря на жару, болталась вся потрепанная и пожелтевшая меховая кацавейку ». Ее изображение должно вызвать отвращение и тем самым как бы частично оправдать идею Раскольникова, который носит ей залога, а затем убивает ее. Персонаж-символ ничтожной и даже вредного жизни. Однако, по мнению автора, она тоже человек, и насилие над ней, как над любым человеком, даже во имя благородных целей, является преступлением морального закона.
Амалия Ивановна характеристика
Амалия Ивановна (Амалия Людвиговна, Амалия Федоровна) - квартирная хозяйка Мармеладовых, а также Лебезятникова и Лужина. Находится в постоянных контрах с Екатериной Ивановной, которая в минуты злости называет ее Амалией Людвиговна, что вызывает в той резкое раздражение. Приглашена на поминки Мармеладова, она примиряется с Екатериной Ивановной, но после спровоцированного Лужина скандала велит ей съезжать с квартиры.
Заметова Александр Григорьевич характеристика
Заметова Александр Григорьевич - письмоводитель в полицейской конторе, товарищ Разумихина. «Лет двадцати двух с смуглой и подвижной физиономией, казался старше своих лет, одетый по моде и фатом, с пробором на затылке, расчесанный и распомаженний, с множеством колец и колец на белых вичещенних щетками пальцах и золотыми цепями на жилете». Вместе с Разумихиным приходит к Раскольникову во время его болезни сразу после убийства старухи. Он подозревает Раскольникова, хотя и делает вид, что тот его просто интересует. Случайно встретившись с ним в трактире, Раскольников дразнит того разговором об убийстве бабушки, а потом вдруг поражает вопросом: «А что, если это я старуху и Лизу убил?» Сталкивая этих двух персонажей, Достоевский сопоставляет два разных модули существования - напряженный поиск Раскольникова и благополучно-сытой мещанское прозябание вроде заметовского.
Зосимов характеристика
Зосимов - доктор, друг Разумихина. Ему двадцать семь лет. «... Высокая и жирная человек, с одутловатым и бесцветно-бледным, гладковибритим лицом, с белокурый прямыми волосами, в очках и с большим золотым перстнем на припухшими от жира пальцы». Самоуверенный, знает себе цену. «Манера его была медленная, как будто вялая и в то же время изучен-но-разрешима». Приведенный Разумихиным во время болезни Раскольникова, позже сам интересуется его состоянием. Подозревает у Раскольникова безумие и дальше этого ничего не видит, поглощенный своей идеей.
Илья Петрович характеристика
Илья Петрович (Порох) - «поручик, помощник квартального надзирателя, с горизонтально рыжеватыми усами, торчащими в обе стороны и чрезвычайно мелкими чертами лица, ничего, впрочем, особенного, кроме некоторого нахабстване выражали». С вызванным в полицию по поводу неуплаты по векселю Раскольниковым грубый и агрессивный, вызывая у того протест и провоцируя скандал. Во время своей явки с повинной Раскольников застает его в более дружелюбном настроении и поэтому не решается сразу признаться, значит и только со второго раза делает признание, чем сильно удивляет Пороха.
Екатерина Ивановна характеристика
Екатерина Иванивна- жена Мармеладова. Из числа «униженных и оскорбленных». Лет тридцати. Худая, достаточно высокая и стройная женщина, с прекрасными темно-русыми волосами, с чахоточными пятнами на щеках. Взгляд ее резкий и неподвижный, глаза блестят как в лихорадке »губы запеклись, дыхание неровное и прерывистое. Дочь надворного советника. Воспитывалась в губернском дворянском институте, закончила его с золотой медалью и похвальным листом. Вышла замуж за пехотного офицера, бежала с ним из родительского дома. После его смерти осталась с тремя малолетними детьми в нищете. Как характеризует ее Мармеладов «... дама горячая, гордая и непреклонная». Компенсирует чувство униженности фантазиями, в которые сама же верит. Фактически заставляет свою приемную дочь Сонечку пойти на панель, а затем, чувствуя вину, склоняется перед ее самопожертвованием и страданием. После смерти Мармеладова последние средства устраивает поминки, всячески пытаясь продемонстрировать, что муж ее и сама она - вполне уважаемые люди. Постоянно конфликтует с квартирной хозяйкой Амалией Ивановной. Отчаяние лишает его разума, она берет детей и уходит из дома просить милостыню, заставляя их петь и танцевать, и вскоре умирает.
Лебезятников Андрей Семенович характеристика
Лебезятников Андрей Семенович - министерский чиновник. «... Худосочный и золотушный человечек, малого роста, где служил и удивительно белокурый, с бакенбардами в виде котлет, которыми он очень гордился. Более того, у него почти постоянно болели глаза. Сердце у него было довольно мягкое, но речь весьма самоуверенная, а иной раз чрезвычайно даже заносчивая, - что, по сравнению с фигуркой его, почти всегда выходило смешно ». Автор говорит о нем, что он «... был один из того бесчисленного легиона пошляков, дохлых недоносков и всему недовчених самодуров, которые мигом пристают непременно к самой модной ходячей идее, чтобы сразу же опошлить ее, чтобы мигом окарикатурить все, чему они же иногда самым искренним образом служат ». Лужин, пытаясь приобщиться к новейшим идейных веяний, фактически выбирает как «наставника» именно Л. и преподает его взгляды. Л. неразумный, но добрый по характеру и по-своему честный: когда Лужин подкладывает в карман Сони сто рублей, чтобы обвинить ее в краже, Л. разоблачает его. Образ несколько шаржированный.
Лизавета характеристика
Лизавета - младшая, сводная сестра процентщицы Алены Ивановны. «... Высокая, неуклюжая, робкая и смиренная девка, чуть не идиотка, тридцати пяти лет, была в полном рабстве у сестры своей, работавшая на нее день и ночь, дрожала перед ней и терпела от нее даже побои». Смуглое доброе лицо. Занимается стиркой и починкой белья. К убийству была знакома с Раскольниковым, стирала ему рубашки. Была также в дружеских отношениях с Сонечкой Мармеладовой, с которой даже обменялась крестами. Раскольников случайно подслушивает ее разговор со знакомыми мещанами, из которого узнает, что старуха-процентщица в 7:00 на следующий день останется дома одна. Чуть раньше он случайно услышал в трактире фривольную разговор молодого офицера и студента, в котором говорилось, в частности, и о Л. - что она хоть и некрасивая, но многим нравится - «тихая такая, кроткая, на все согласна» и поэтому постоянно беременна. Во время убийства процентщицы Л. неожиданно возвращается домой и тоже становится жертвой Раскольникова. Именно подаренное ею Евангелие Соня читает Раскольникову.
Лужин Петр Петрович характеристика
Лужин Петр Петрович - тип дельца и «капиталиста». Ему сорок пять лет. Чопорный, почтенный, с осторожной и ворчливой физиономией. Мрачный и высокомерный. Хочет открыть в Петербурге адвокатскую контору. Выбившись из ничтожества, высоко ценит свой ум и способности, привык любоваться собой. Однако больше всего Лужин ценит деньги. Он защищает прогресс «во имя науки и экономической правды». Он проповедует с чужих слов, которых наслушался от своего друга Лебезятникова, с молодых прогрессистов: «Наука же говорит: возлюби, прежде всего, одного себя, ибо все на свете на личном интересе основано ... Экономическая же правда прибавляет, что чем больше в обществе устроенных частных дел ... тем более для него твердых оснований и тем более устраивается в нем и общее дело ».
Поражен красотой и образованностью Дуни Раскольниковой, Лужин делает ей предложение. Его самолюбию льстит мысль, что багородна девушка, испытавшая много несчастий будет всю жизнь благоговеть перед ним и подчиняться ему. Кроме того, Лужин надеется, что «обаяние прекрасной, добродетельной и образованной женщины» поможет его карьере. В Петербурге Лужин живет в Лебезятникова - с целью «на всякий случай забежать вперед», тем самым подстраховавшись от любых неожиданных демаршей с ее стороны. Изгнанный Раскольниковым и чувствуя ненависть к нему, пытается поссорить с ним его мать и сестру, спровоцировать скандал: во время поминок по Мармеладову дает Сонечке десять рублей, а потом незаметно сует ей в карман еще сто, чтобы чуть позже публично обвинить в воровстве. Разоблачен Лебезятниковым, вынужден позорно уйти.
Мармеладов Семен Захарович характеристика
Мармеладов Семен Захарович - титулярный советник, отец Сонечки. «Это был человек лет уже за пятьдесят, среднего роста и плотного телосложения, с проседью и с большой лысиной с набухшими от постоянного пьянства, желтым, даже зеленоватым лицом и с припухшими веками, из-за которых сияли крошечные, как щелочки, но одушевленные красноватые глазки. Но что-то в нем было очень странное; во взгляде его светилась как будто даже восторженность, - пожалуй, был и смысл, и ум, - но в то же время мелькало как будто безумие ». Лишился места «по изменению штатов» и с того момента стал пить.
Раскольников встречается с Мармеладовым в трактире, где тот рассказывает ему свою жизнь и исповедуется в грехах - что пьет и пропил вещи жены, его собственная дочь Сонечка из-за нищеты и его пьянства пошла на панель. Осознавая всю свою ничтожность и глубоко раскаиваясь, но не в силах преодолеть себя, герой собственную слабость пытается поднести к мировой драмы, даже делая театральные жесты, которым суждено выразить его окончательное утраченное благородство. «Жалеть! зачем меня жалеть! - вдруг завопил Мармеладов, вставая с протянутой вперед рукой, в решительном вдохновении, как будто только и ждал этих слов ... »Дважды Раскольников сопровождает его домой: в первый раз пьяного, второй - раздавленного лошадьми. Образ связан с одной из главных тем творчества Достоевского - нищеты и унижения, в которой постепенно погибает человек, и из последних сил цепляется за достоинство которую она теряет.
Автор: Генетика В рубрике: 10класСлучайно встретившись с ним в трактире, Раскольников дразнит того разговором об убийстве бабушки, а потом вдруг поражает вопросом: «А что, если это я старуху и Лизу убил?