вход на сайт

Имя пользователя :
Пароль :

Восстановление пароля Регистрация

1.7.3. Эволюция образа Раскольникова и развенчание теории сильной личности, «сверхчеловека». Система образов романа

  1. Философское основание теории Родиона Раскольникова Проблема сильной личности интересовала многих...
  2. Система образов романа
  3. Художественные особенности романа
  4. Символика цвета в романе «Преступление и наказание»
  5. Роль эпизода в романе - чтение Евангелия (воскрешение Лазаря)
  6. Первый сон Родиона Раскольникова
  7. Христианские мотивы в романе «Преступление и наказание»

Философское основание теории Родиона Раскольникова

Проблема сильной личности интересовала многих философов. Особое внимание этому вопросу было уделено в ХIХ - ХХ веках Интересна теория немецкого философа Ф. Ницше, Достоевского считал своим учителем.

По Ницше, "новый человек" это "сверхчеловек", для которой не существует авторитетов Бога. Поиск Бога - это дело "среднего человека", которая нуждается в заимствовании у кого миропонимания, потому что не способна думать сама. "Сверхчеловек" сама определяет, что есть добро, а что зло. Ф Ницше отрицал возможность нравственной оценки поступков. Он утверждал, что лучше преступник, чем Христос. Таким образом, Ницше позволяет оправдать любое беззаконие.

Однако сам философ предупреждал об опасности сочетания его идей с массовым сознанием (то есть сознанием людей, которые способны лишь на слепое подражание, которые готовы к фанатичного исповедание идей).

Эволюция образа Раскольникова и развенчание теории сильной личности

Раскольников Родион Романович - главный герой романа. Романтик, гордая и сильная личность. Живет в Петербурге в съемной квартире. Крайне беден. Бывший студент юридического факультета, который он оставил из-за бедности и своей теории.
Сознание героя мучают два вопроса: «разрешено ли сделать малое зло ради большого добра, оправдывает благородная цель преступное средство?» И «Тварь я дрожащая или право имею». Чтобы решить их, Раскольников убивает старуху-процентщицу и, случайно, ее убогую беременную сестру Лизавету.

Сама мысль о насилии вызывает у Родиона отвращение. Во сне-воспоминании о лошади, которого секут по глазам, оказывается истинная сущность личности героя. Человек не может переступить нравственный закон без духовных страданий и смерти.
Но Раскольников все же идет на преступление. «Идея» проникла в его подсознание и полностью управляет героем.

После убийства Раскольников переживает глубочайшее духовное потрясение. Он чувствует себя отчужденным от всех людей, одним в «ледяной пустыне». У героя оказывается лихорадка, он близок к безумию и самоубийству. Однако он помогает семье Мармеладова, отдавая ей последние деньги.
Иногда герою кажется, что он сможет жить с «черным пятном на совести». В нем пробуждаются гордость и самоуверенность. Из последних сил он противостоит следователю Порфирию Петровичу.

Постепенно герой начинает осознавать ценность обычной жизни: «Как бы ни жить - только жить!" Его гордость разбита, он готов смириться с тем, что он обычный человек, со всеми слабостями и недостатками. Раскольников больше не может молчать: он признается в своем преступлении Сони. И советует ему всенародно покаяться на Сенной площади. Но герой так и не смог произнести там «я убил». Он идет в полицейский участок и признается во всем. Героя осуждают на семь лет каторги. Вслед за Родионом на каторгу отправляется Соня, что полюбила его. На каторге Раскольников долго болеет. Он болезненно переживает свою «обычность», не желает смириться с ней, ни с кем не общается. Воскрешает же его к новой жизни любовь Сонечки и собственная любовь Раскольникова к ней.

По материалам сайта http://ukrsoch.blogspot.com

Система образов романа

В 1866 году вышел в свет роман Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание», ставший совершенно новым явлением в русской литературе. Основное его отличие от предыдущих произведений состояла в богатой полифонии образов. В романе насчитывается около девяноста персонажей: здесь и городовые, и прохожие, и дворники, и шарманщики, и мещане, и многие другие. Все они, вплоть до самых незначительных, составляют тот особый фон, на котором развивается действие романа. Достоевский даже вводит необычный, на первый взгляд, образ большого города ( «Петербург Достоевского»!) С его мрачными улицами, «колодцами» дворов, мостами, тем самым усиливая и без того обременительно-напряженную атмосферу безысходности и подавленности, которая определяет настроение романа. И среди всего многообразия персонажей выделяются несколько, оказавших наибольшее влияние на ход мыслей Родиона Раскольникова - главного героя произведения. Каждый из них, как человек с уже сформированными взглядами и убеждениями, является носителем какой-то определенной теории. И безусловно, эти герои подчинены одному основной задаче - всестороннему и полному раскрытию образа Родиона Раскольникова.

Условно всех второстепенных персонажей можно разделить на две группы: «антиподы» и «двойники» главного героя, в общении с которыми он находит подтверждение или опровержение своей теории.

Так, в самом начале романа Раскольников встречается с Семеном Захарыча Мармеладовым, пьяницей, чиновником, основной идеей которого является не борьба со злом внутри и вокруг себя, а змирення с ним как с чем-то неизбежным. Самоуничижение - вот главный принцип Мармеладова. Этот безвольный пьяница приносит одни несчастья своим близким и прекрасно это осознает, но не может противостоять своей слабости. Единственная его надежда на то, что в день «Страшного суда» Бог простит таких, как он, только за то, что ни один из них «сам не считал себя достойным того». Встреча с Мармеладовым сыграла решающую роль в становлении теории Раскольникова, который не был способен, да и не хотел мириться с бедностью и повторять судьбу Семена Захарыча. После разговора с ним главный герой еще больше убедился в правильности своих убеждений. Укрепила эту веру и его встреча с Екатериной Ивановной, протест которой выражается лишь в словах и в бесплодных, порой болезненных мечтах. Подобный путь привел ее к потери рассудка и смерти от чахотки. Крах Катерины Ивановны убеждает главного героя в том, что единственный выход - это активное действие, а не слова. Раскольников тоже один из униженных и оскорбленных, но он полон желания решительно изменить свою жизнь, пусть даже через преступление. Иногда он сомневается, боится потерять свою душу, но его манит результат, причем более ощутимый, чем тот, которого добилась Соня Мармеладова. О ней Раскольников впервые услышал от ее отца, и история эта чрезвычайно поразила Родиона. Соня, по мнению главного героя, делает, может быть, даже более страшное преступление, чем он, убивая не кого, а себя. Она жертвует собой, а жертва эта напрасна. Так же как впоследствии окажется напрасной и жертва Раскольников. Поэтому он с первого взгляда признает в Соне близкого человека, а она, приняв на себя его страдания, становится его верной спутницей. Все мысли и действия Сони направлены на разрушение бесчеловечной теории Раскольникова. По ее мнению, выход кроется в смирении и принятии основных христианских норм. Для Сони религия не просто условность, а единственное, что помогает выжить в этом страшном мире и дает надежду на будущее. В конце концов, идея христианского змирення Сони побеждает чудовищную теорию Раскольникова. И с этого начинается нравственное возрождение главного героя.

И Соня, и Мармеладов, и сам Раскольников - люди, которые прикоснулись к пороку. Но у Достоевского и другие герои. Это мать и сестра Раскольникова и его университетский товарищ Розумихин. Недаром общение с ними после преступления невыносимо для главного героя. Он понимает, что души их чистые и совершенным убийством он навсегда отделил себя от них. Они олицетворяют для Раскольникова «отвергнутую им совесть». Ведь и Разумихин, и Дуня не приемлют теорию «сверхчеловека». «Меня больше всего возмущает, что ты кровь по совести разрешаешь», - говорит Раскольникову его друг, по натуре очень добродушный человек, для которого чувство товарищества превыше всего. «Но ты кровь пролил!» - в отчаянии восклицает Дуня, узнав о страшном преступлении брата. И для нее, и для Разумихина путь Раскольникова неприемлем. Они представляют новое поколение, которое будет «гуманным, человечным и великодушным». Они «антиподы» Раскольникова, они отрицают его теорию.

Но есть в романе персонаж, который сам себя считает «двойником» главного героя. Это Свидригайлов - один из самых сложных образов Достоевского. Он, как и Раскольников, отверг общественную мораль и всю жизнь потратил на поиск удовольствий. По слухам, Свидригайлов даже виновен в смерти нескольких человек. Он заставил свою совесть надолго замолчать, и только встреча с Дуней разбудила в его душе какие-то, казалось, навсегда утраченные чувства. Но раскаяние к Свидригайлова (в отличие от Раскольникова) приходит слишком поздно, когда времени на обновление уже не осталось. Пытаясь заглушить угрызения совести, он помогает Соне, детям Катерины Ивановны и после этого пускает себе пулю в лоб. Такой финал всех, кто ставит себя выше законов человеческого общества. Сообщение о самоубийстве Свидригайлова стало последним аргументом для Раскольникова в пользу чистосердечного признания.

Но важную роль в этом сыграл и следователь Порфирий Петрович - человек умный, проницательный, тонкий психолог. Не имея в руках прямых доказательств вины Раскольникова, он понимает, что единственный способ разоблачить преступника - заставить говорить его совесть. Ведь Порфирий Петрович прекрасно видит, что перед ним не ординарный убийца, а жертва ложной теории, частично порожденной и тем общественным порядком, который он защищает. На протяжении всего романа Порфирий Петрович выступает критиком взглядов Раскольникова, суровым и безжалостным. Признание Раскольникова - его заслуга. Однако даже на каторге главный герой жалеет не столько о пролитой им крови, сколько о том, что не смог выдержать взятого на себя груза.

Идя по улице, он думает, что каждый из прохожих - убийца "не лучше него», только осуществляют эти люди преступления по-другому, в рамках так называемой общественной морали. Как, например, Петр Петрович Лужин. Этот никого не убил и не ограбил, но он знает множество других способов погубить человека (пример тому - поминки Мармеладова). Поэтому Лужин так же грешен, как обычный убийца. В романе он служит олицетворением буржуазного общества, столь ненавистного главному герою.

Раскольников, человек совестливый и благородный, не может вызывать у читателя одно лишь неприятие, отношение к нему сложное (в Ф.Достоевского редко встретишь однозначную оценку), но приговор писателя беспощадный: права на преступление не имеет никто! Долго и тяжело идет к этому выводу Родион Раскольников, и ведет его Ф.Достоевский, сталкивая с различными людьми и идеями. Вся стройная и логическая система образов в романе подчинена именно этой цели. Показывая бесчеловечность буржуазного общества, его устройства, Ф. Достоевский все же не в нем видел причины «распада связи времен». Ответы на «проклятые» вопросы писатель ищет не вокруг человека, а внутри нее. И в этом отличительная черта Достоевского-психолога.

И в этом отличительная черта Достоевского-психолога

1. Прочитайте отрывок из романа «Преступление и наказание» и исследуйте средства изображения автором внутреннего состояния героя

Почему, по вашему мнению, автор «заставил» героя действовать именно летом, когда господствовали удушье и вонь?

Который намерен «вынашивает» герой романа? Почему посещение старой процентщицы он называет «пробой»?

2. Прочитайте отрывок из романа, в котором рассказывается о преступлении Р.Раскольникова. Каким был его психологическое состояние?

Почему жертвой Раскольникова стала ростовщица, а затем и ее сестра Лизавета?

Может считать себя Раскольников «сверхчеловеком», способной переступить через моральные принципы и человеческая жизнь?

Художественные особенности романа

Роман «Преступление и наказание» по жанру не является уголовным, поскольку его сюжет не построено на тайны преступления, ведь личность преступника известна уже в начале произведения. По жанру роман является философским романом (произведение, в котором поднимаются важные философские вопросы: что есть человек, его назначения, борьба добра и зла, жизни и смерти и т.д.) и психологическим романом (произведение, в котором исследуется психология персонажей, даже в ее болезненных проявлениях ).

Напряженность сюжета - все события происходят за 2 недели сюжетного времени.

Протиставленисть персонажей - все персонажи противопоставлены друг другу, споры между ними должны идеологический, а не бытовой характер.

Атмосфера нервного срыва - для героев не существует душевного покоя, создается атмосфера постоянного шума, крика, скандалов, ненависти (только появление Сони все успокаивает).

Отсутствие традиционных для русской литературы пейзажей, успокаивающие, противостоят душевном беспокойства героев. Петербург Достоевского - это город с грязными улицами, вонью, это город, в котором невозможно быть.

Символика цвета в романе «Преступление и наказание»

Роман Ф. М. Достоевского удивительно цветной. Если проследить по тексту, различные цвета и их оттенки встречаются очень часто, а некоторые из них повторяются постоянно. В романе такого писателя - психолога, как Ф. Достоевский, это - не случайно. Известно, что цвета окружающего мира по-разному влияют на людей.

Большинство литературных критиков обращали внимание на преимущество желтого цвета в течение всего романа: мебель из желтого цвета, желтый диван, пожелтела кацавейку, желтый билет, желтое лицо, желтенькие обои, темно-желтое лицо Порфирия Петровича. В романе нашел отражение весь спектр оттенков - от темно-до ярко-желтого: цвет солнца, что скрывается за горизонт, Огненная перо на шляпке Сони, золотая медаль Екатерины Ивановны, рыжая шляпа Раскольникова.

Психологи утверждают, что желтый цвет - это цвет легкости, непринужденности, смелости, раскованности, любопытства. Почему же тогда при чтении романа нас так угнетает цвет солнца? Потому что его слишком много! Он вроде бы накапливается внутри и уже оттуда подавляет мозг. Кроме этого в романе преобладают грязно-желтые цвета, тоже имеет свое влияние.

Сейчас нужно отметить, что во времена Достоевского слова желтый и Желчный писалось через букву А. Литературный критик Вадим Кожинов писал по этому поводу: «... это написание какое-то грубее и выразительнее. Целесообразно было бы восстановить это написание: оно подчеркнуло бы то особое значение, которое вложил в эти слова Ф. Достоевский ».

Среди цветов, часто повторяются в романе, есть и красный цвет. В романе он имеет множество оттенков, поэтому и толковаться может по-разному. Наиболее ярким примером является сцена убийства Раскольниковым Алены Ивановны. Кажется, что этот эпизод закрашен в кровавый цвет «кровь хлынуло, как из опрокинутого стакана», «целая лужа крови», «красный гарнитур».

Красный цвет означает начало активности (повышается пульс, поднимается давление, пришвидчуться дыхания). Когда Екатерина Ивановна волнуется, на щеках у нее появляются красные пятна. В том, что силы появились у Раскольникова только после первого удара по голове Алены Ивановны, чувствуется какая-то животная жажда крови. Не случайно, что ребята из первого сна Раскольникова, которые добивали лошадку, были пьяны и тоже красные.

В романе есть оттенки красного, которые «спрятаны» в именах героев. Например, Порфирий с греческого языка - багряный, пурпурный. Порфирия - пурпур. Это имя не случайно для человека, который будет «мучить» Раскольникова, «издеваться над ним». Сравните: «и, раздев Его, надели на Него багряницу; и, сплевшы венец из терна, возложили Ему на голову и дали Ему в правую руку трость; и, становясь пред Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: радуйся, Царь Иудейский »(Евангелие от Матфея. 27 28-29).

Цветным есть и имя Раскольникова. В переводе с греческого языка Родион - розовый. Довольно странный цвет для убийцы. В психологии розовый означает нежность, желание отойти от действительности. И, действительно, откровенные, добрые поступки героя убеждают нас в чувствительности его души, несмотря на совершение им двойного убийства.

В романе присутствует и зеленый цвет. Он резким и контрастным по отношению к окружающей действительности. Зеленый цвет -цвет защиты, покровы. Зелень деревьев и травы - отдых для Раскольникова: «зелень и свежесть понравились сначала его усталым глазам, привыкши к городской пыли, к извёстке и к громадным, теснящим и давящим домам». Зеленая баня каменной церкви - яркое пятно, своеобразный «глоток свежего воздуха» в страшном сне Раскольникова (на фоне дневной духоты, черного леса, черного придорожного пыли). После своего вынужденного грехопадения во имя близких Соня Мармеладова закуталась с головой в большую зеленую драдодемову платок, будто надеясь обрести покой и радость в ее покровом. Общеизвестно, что зеленый цвет - символ Богородицы. Дочь купчихи, которая восприняла Раскольникова за оборванца и пожертвовала ему деньги, держала в руках зеленую зонтик. Возможно, зонтик здесь сравнивается с куполом церкви с первого сна Раскольникова и платком Мармеладовых и является защитой не только от палящего солнца, является зеленый цвет указывает на то, что эти сердобольные люди находятся под святым покровом. Именно под деревом главный герой, проснувшись после страшного сна, вспоминает Бога: «Слава Богу, это только сон!» Именно здесь приходит осознание Раскольниковым всей чудовищности его замысла. Дерево - это храм, в котором происходит очищение души героя.

Возможно, голубой и синий цвета - символы Сони Мармеладовой. У нее глаза голубого цвета. А в комнате, кроме желтых, зашмаганих обоев, есть еще один цветной акцент - скатерть синего цвета. По мнению психологов, человек, который отдает предпочтение синему цвету, отличается рассудительностью, философским настроением. Соня - значит мудрая, а синий и голубой - цвета чистого неба - подчеркивают эту особенность Сони Мармеладовой, истинную глубину и непостижимость ее души. Она с ее безграничными голубыми глазами - спасение для Раскольникова.

Другие цвета в романе тоже не случайны. Например, черный цвет - загадка, таинственность: именно черными лестницами Раскольников поднимается в квартиру Алены Ивановны, еще не зная, решится он на преступление. Войдя в квартиру процентщицы, он почувствовал, что попал в темную, без проблесков света ночь. Интересно, что у самого Раскольникова были прекрасные темные глаза.

Белый цвет - в противовес черному - цвет чистоты, безгрешности, но одновременно сумму и печали. У Сони светлые волосы. Однако в Свидригайлова волос такое же, разве что с легкой сединой. Это свидетельствует о том, что в Ф.Достоевского один цвет может символизировать и святость, и только оболочку, за которой скрывается грешная душа.

В романе встречается и серый цвет. Например, всю одежду, купленный Разумихиным для Раскольникова ,, был именно такого оттенка. Почему Раскольников отказывается примерить новые вещи? Серый цвет - символ «серой» человека, который боится проявить свою индивидуальность, свою позицию. Раскольников другой, он - не «обычные люди», он - индивидуальность. Поэтому его рыжий шляпа - символ индивидуальности.

Роль эпизода в романе - чтение Евангелия (воскрешение Лазаря)

Идея воскресения человека выражена в притче о воскрешении Лазаря.

Чтение истории о воскрешении Лазаря - центральный, кульминационный эпизод «Преступления и наказания». Он разделяет роман на две части: на собственное преступление - и казнь, на падение - и воскресенье, на преступление - и покаяния. С этого момента начинается воскресение Раскольникова, переход его из мира идей в реальный мир.

Первый сон Родиона Раскольникова

Описание сновидения Родиона Раскольникова накануне убийства старухи-процентщицы (Сон Раскольникова, V гл. И части романа) является одним из ключевых моментов сюжета «Преступления и наказания».

На первый взгляд, этот сон на время вырывает героя из окружающей действительности и дает бедному студенту небольшой отдых от той болезненной лихорадки, в которую он загнал себя своей теорией. Сначала кажется, что, оказавшись в непривычной для себя мире, в окружении зелени, свежести и цветов вместо привычного городского грязи и пыли, Родион Раскольников и на самом деле «выздоравливает» от «ЭТИХ чар, от колдовства, от наваждения» и возвращается в мир своего детства . Что перед нами открывается душевный мир семилетнего маленького Роди, который переживает неприятные впечатления и даже страх, только только проходя с отцом мимо городской забегаловку, и весь дрожит от одних только возгласов, которые звучат оттуда, и «пьяных и страшных рож». Когда герой с невероятным душевным теплом вспоминает бедную маленькую церковь с зеленой баней, старого священника, свое собственное благоговение у могилы менее братика, умершего в шестимесячном возрасте, которого он совсем не знал и не мог помнить. Нам кажется, что во сне Родиона Раскольникова воскресает его душа ребенка, не способного не только на убийство человека, но и на то, чтобы спокойно смотреть, как пытают лошадку. Мы думаем, что все черное, тяжелое, греховное, что силой жизненных обстоятельств поселилось в душе героя, будет «смыто» этими чистыми детскими воспоминаниями. Таким образом, на первый взгляд может показаться, что смысл этого эпизода - раскрытие истинного душевного состояния героя, проснувшись, даже обращается с молитвой к Богу: "Господи, покажи мне путь мой, а я отрекаюсь от этой Проклятое ... мечты моей!» Однако уже через сутки Родион Раскольников осуществит свой страшный намерение. А Ф.М.Достоевский то в последних страниц произведения не позволит читателю забыть об этом сне: как круги, расходящиеся по воде от брошенного камешка, по всему тексту «Преступления и наказания» разбросаны маленькие образы, снова и снова возвращают его к содержанию сна. Так, спрятав под камень похищенные в старухи-процентщицы драгоценности, Раскольников возвращается домой «дрожа, как загнанная лошадь». То с криком: «Уездилы клячу» - умирает измученная Катерина Ивановна Мармеладова. То в маляры Коле Родион Раскольников узнает мужчину с сна с «красной мордой и толстой такой шеей». Все эти напоминания превращаются в настойчивое звучания, однако не раскрывают глубинной символики загадочного сна.

Накануне преступления герой еще сам не верит в то, что сможет убить: «Господи! Ведь я всё равно НЕ решусь! Я ведь не вытерплю, а не вытерплю! »Речь идет о том, сможет ли смелый теоретик собственноручно осуществить задуманное. Сон играет с Раскольниковым злую шутку, словно предоставляя ему возможность осуществить попытку попытки, после чего герой, в состоянии автоматизма, на самом деле идет к старой - для второй попытки. Не случайно автор называет ночное видение героя страшным, болезненным. Перед нами вовсе не воспоминания о детстве Раскольникова. Недаром его описания предшествуют авторские размышления о том, что «в болезненных состоянии сны отличаются часто чрезвычайным сходство с действительностью». Автор предупреждает читателя, что при всей своей схожести с реальностью, этот сон - загадочный. Он - воплощение теории Раскольникова, однако еще не в реальной жизни, а в болезненной подсознания героя. Худая, больная лошадь, которую запрягли вместо ломовых лошадей, на самом деле ненужной: не сможет она сдвинуть с места того большого телеги. Поэтому и бьют ее, не жалея, по морде, по глазам - толку-то нет. «А кобылёнка эта, братцы, только сердце моё надрывает: так бы, кажись, её и убил, даром хлеб ест». Эта сцена отражает еще один аспект теории Раскольникова - возможность распоряжаться чужой жизнью (пусть пока и жизнью лошадки. «Мое добро!» - кричит пьяный Коля).

Оказывается положения наснившоися студенту лошадки и реальной старухи-процентщицы, которая, по словам окружающих, есть не что иное, как «глупая, бессмысленная, ничтожная, злая, больная старушонка, никому НЕ нужная и, напротив, всем вредная, которая сама не знает, для чего живёт, и которая завтра же сама собой умрёт »одинаковы - не нужны они, а, значит, можно и убить.

Сон Родиона Раскольникова, как своеобразная попытка попытки, четко передает отдельные детали будущего убийства: лошадку забивают ( «Топором ее, чего!» - кричит кто-то), по ее морде течет кровь, Колю подталкивает к убийству толпа (так же как офицер и студент в трактирные разговоре подтверждают ту оценку, которую дал Раскольников старой лихварци, и убеждают его в справедливости собственных идей. в то же время, сон, который по сути является кратким пересказом романа, подсказывает главному герою и возможный путь побега от трагедии, неумолимо надвигается - притвориться, в он здесь сторонний наблюдатель или самому стать такой «лошадкой».

Таким образом, страшное сновидение Раскольникова является одновременно экскурсом в прошлое героя, отражением борьбы и одновременно своеобразным планом, согласно которому ему предлагается действовать. И только нарушив условия этого пророчества, герой сможет освободиться от чар своей бесовской теории, для того чтобы, с тем, прийти к истинному покаянию и воскресения.

Христианские мотивы в романе «Преступление и наказание»

В романе «преступление и наказание» выделяется несколько мощных религиозных идей, чрезвычайно важных для понимания всего романа:

- идея воскресения человека, возвращение ее из небытия;

- мотив человеческого падения (а именно - грешницы, блудницы)

- мнение о конце света;

- мысль о жизни после смерти, о бессмертии.

Идея воскресения человека выражена в притче о воскрешении Лазаря, которая почти полностью приведена в романе. Этот эпизод из произведения утверждает возможность чуда и невозможность окончательных решений здесь, на этой Земле. Чудо творится Богом и силой любви, поскольку, как сказано в притче Иисус очень любил умершего.

Ученые видят связь с темой воскресения многих страниц произведения. Например, свое сокровище Раскольников спрятал под камнем. Здесь усматривается символика: под камень герой положил свою умершую душу, а когда признался в преступлении и стал на путь раскаяния, указал, где камень, то камень «отняли» и начала воскресать его мертвая душа.

Образ блудницы, прощенного Иисусом, также является одним из ключевых в произведении. Соня - преступница, однако погубила она себя, собой пожертвовала ради других. Тогда как Родион Раскольников погубил чужую жизнь ради собственной идеи.

Остаются открытыми вопросы: почему Ф. М. Достоевский не описал, как долго Соня шла к принятию страшного решение, вынуждена она была целыми днями обсуждать его, как это делал Родион, почему героиня, в отличие от Раскольникова, сама себя считает большой грешницей?

Отдельные литературоведы соотносят образ Сони с Богородицей: на это указывают и символика цвета, и ее несколько материнское отношение к Раскольникову, и то, что преступники на каторге называли ее "матушка", "мать".

Третья важная для Достоевского мысль - о конце света. Это тема возможности спасения. Она отражена в речах Мармеладова: "И всех рассудит и простит, и добрых и злых, и премудрых и Смирных ... И когда уже Кончита над всеми, тогда возглаголет и нам:« Выходите, скажет, и вы! Выходите пьяненькие, выходите слабенькие, выходите соромникы »И мы выйду всего, не стыдясь, и станем. И скажет: «Свиньи вы! оскорбление зверино и печати его; но Придите и вы! »И возглаголят премудрые, возглаголят разумные:« Господи! почто сих приемлешы? »И скажет:« После их приемлю, премудрые, потому приемлю, разумные, что ни единый из сих сам не считал себя достойным сего ... »

Эту же тему поднимает следователь Порфирий Петрович, спрашивая Раскольникова, или верует он в Новый Иерусалим. Выражение «Новый Иерусалим» взяты из Апокалипсиса, он означает новую жизнь, новый мир, сумел очиститься от грехов.

Выражение «Новый Иерусалим» взяты из Апокалипсиса, он означает новую жизнь, новый мир, сумел очиститься от грехов

5.1. Смотрите фото и видеоматериалы «Музее Достоевского». Составьте развернутую устный рассказ о пребывании Достоевского в Новокузнецке и селе Даровое.

Дом-музей Ф.М. Достоевского в Новокузнецке

Дом-музей Ф.М. Достоевского в с. даровое

5.2. Выполните тестовые задания:

1) Замысел романа Ф. Достоевского «Преступление и наказание» возник ...

а) под влиянием наблюдения за окружающей действительностью;

б) из опыта собственной жизни и размышлений;

в) на основе конкретного случая, о котором прочитал в газете.

2) По жанру роман Достоевского есть ...

а) детективно-реалистичным;

б) социально-психологическим;

в) философско-психологическим.

3) В чем заключается новаторство Достоевского?

а) В смешении стилей, родов и направлений;

б) в полифонизм романа;

в) в политической злободневности.

4) Какие вставные конструкции есть в романе?

а) Дневниковые записи героя;

б) вставные рассказы;

в) письмо, сон.

5) Кого Раскольников сравнивает, ставит на одну ступень с нравственностью?

а) Соню и сестру Дуню;

б) мать и Екатерину Ивановну;

в) Разумихина и Порфирия Петровича.

6) Раскольников верил ...

а) в силу разума и трезвого расчета;

б) в силу особых влияний и совпадений;

в) в силу сердца, собственной интуиции.

1-В, 2-В, 3-Б, 4 - в, 5 - А, 6 - А.

5.3. Творчески обобщите изученное о романе, создав визитную карточку произведения по схеме:

Год написания романа - ......................

Обстоятельства создания - .....................

Жанр произведения - .................................

Проблемы, поднимаемые в произведении:

философские - ...................

социальные - ..................... ..

психологические - ..................

морально-этические - .............

Главные персонажи - ..................

Второстепенные персонажи - ............ ..

5.4. Смотрите фотоматериалы из спектакля Московского театра юного зрителя «К.И. с «Преступления» (реж. К.Гинкас, в главной роли - Оксана Мысина).

Фото из спектакля Молодого театра

Режиссер спектакля выделил из всего романа только одну сцену - поминки по Мармеладову. Екатерина Ивановна, страдая, переживая душевное опустошение, безумно не будет пускать зрителей в зал, хлопать перед ними двери, нападать, кричать. Ее безумный взгляд назначит кого-то из зрителей на роль Родиона Раскольникова - и она периодически извлекать его на сцену, выставляя на показ перед другими гостями. Среди женщин Екатерина Ивановна выберет квартирную хозяйку Амалию Людвиговна и весь вечер отпускать ей шпильки. В конце представления агония К.И. прекратится, наступит просветление. Прислонив лестницу к белого потолка, К.И. отправится в свое последнее путешествие. «Пустите! Я иду », - будет кричать она, хлопая в потолок и розцарапуючы в кровь ногти. Но белый потолок так и не откликнется (на небеса К.И. не попадет).

Вопрос: Почему, на ваш взгляд, режиссер с безмерной количества второстепенных сюжетных линий и персонажей романа главной героиней спектакля выбрал именно Екатерину Ивановну? Какую ведущую мысль романа Ф.Достоевского олицетворяет К.И. в спектакле?

5.5. Заполните таблицу «Характеристика героев произведения» (по В. А. Мухиным).

герои

жизненные идеалы

Отношение к людям

Отношение к себе

Отношение к теории РаскольниковаИспытанные чувства

Пути достижения цели

Итог

Родион Раскольников

Свидригайлов

Лужин

Соня

Порфирий Петрович

Розумихин

Розумихин

Сознание героя мучают два вопроса: «разрешено ли сделать малое зло ради большого добра, оправдывает благородная цель преступное средство?
Который намерен «вынашивает» герой романа?
Почему посещение старой процентщицы он называет «пробой»?
Каким был его психологическое состояние?
Почему жертвой Раскольникова стала ростовщица, а затем и ее сестра Лизавета?
Может считать себя Раскольников «сверхчеловеком», способной переступить через моральные принципы и человеческая жизнь?
Почему же тогда при чтении романа нас так угнетает цвет солнца?
Почему Раскольников отказывается примерить новые вещи?
Почто сих приемлешы?
Поиск по сайту
Меню
Реклама на сайте
Архив новостей
Реклама на сайте

Реклама на сайте







Архив сайта
Информация
www.home-4-homo.ru © 2016 Copyright. Все права защищены.

Копирование материалов допускается только с указанием ссылки на сайт.