"Женщины по маминой линии были видящими люди, целители, можно сказать. Они имели большую духовную силу", - все разговоры с народной артисткой Ниной Матвиенко ведут к Неделище.
В этом небольшом селе на Житомирщине, в семье Митрофана и Антонины, семьдесят лет назад родилась певица. Папа Нины копал могилы на кладбище через дорогу от дома, иметь возилась по хозяйству и воспитывала одиннадцати детей.
Антонина Илькивна рассказывала , Что на каникулах малым было некогда гулять - "надо было какую-то копейку заработать, тоже одиться".
"В колхозе делаешь, а получать нечего. Так каждое себе ходило: то пасло свиньи, а то - скот, то пасло телята", - говорила она.
Нину Матвиенко с детства приучали к труду, и хотя жаловаться она не любит, не раз вспоминала проклятых свиней, которым носила тяжелые мешки с зельем, увязая ногами в сырой земле.
"В детстве я была бита все время ... дочкой, сынками нас очень редко называли", - говорила певица в старых интервью.
Теперь же добавляет, что не хочет плохих воспоминаний ни о любви отца выпить, ни о его болезненные наказания - мол, всех детей тогда так воспитывали.
"Благодарю за это воспитание. За это кнут, он мне во многом помог в жизни", - признается Нина Митрофановна.
Когда на душе становилось совсем невыносимо, юная Нина бежала на кладбище, чтобы побыть в одиночестве и вволю напеться. А еще она имела привычку ходить между могилами и разглядывать портреты покойников - крупнейший сожалению вызвали малыши и девушки. Каждый из них щедро оплакивала.
Чтобы докричаться до бога в минуты отчаяния, Нина время вылезала на высокое дерево и вымышленными заклинаниями просила забрать ее к себе.
"Я фантазировала много, мечтала. Не хотела быть здесь, хотела в другой мир попасть. Мне здесь было тесно. Тогда не понимала, что со мной происходит. А это была память прошлого. С прошлой жизни", - рассказывает народная артистка.
Певица говорит, что у нее были видения: княжеская сутки, стоят двое мужчин с копьями, в доспехах, и загораживают вход в каких-то ворот. "Я все время туда прошусь домой, а меня не пускают", - вспоминает она.
Кроме того, в память Нины Матвиенко врезался воспоминание о шелковые носки и поясок. В классе десятом-одиннадцатом она пыталась найти их дома, но мать уверяла, что таких вещей никогда не существовало.
"Я еще маленькой говорила матери, что не хочу с ней жить, что хочу домой. Мама понимала меня, знала, что у детей есть память", - говоря эти слова, Нина Матвиенко внимательно всматривается в лица собеседников, будто пытается разглядеть веру в их глазах.
По словам певицы, близкие сомневаются в княжеском происхождении семьи. Однако сама она до сих пор помнит подслушанный в детстве разговор матери и бабушки Мотря.
"Я не нашла никаких гербов, документов не нашла. Видимо, сгорели (при пожаре в доме примерно в 1949-50 годах - ред.). Я услышала, что мама сказала что-то о каком-то князя, мол, кто теперь может узнать, понять , что мы из этого рода. Они так сокрушались ", - вспоминает артистка.
"Потом я подошла и спросила:" Мама, а мы что, из княжеского рода? ". И только я открыла рот, мама закричала:« А Бог, а Бог рта закрой, молчи! ". Очень боялись репрессий. И так все заглохло ", - говорит она.
Обращаться к архивам или искать какие-то другие подтверждения своим догадкам Нина Матвиенко не пыталась.
"Я тогда немножко боялась. До сих пор боюсь что-то искать. Всех наших киевских родственников, княжеский род, вывезли в Сибирь. Мне не нужны никакие бумаги - я дух чувствую", - говорит она.
Мама Антонина Илькивна тоже молчала о тайнах женской линии своего рода. Лишь раз сказала дочери: "Через 20 лет после моей смерти придет женщина, которая скажет, что тебе делает".
Предсказания исполнилось. Примерно тогда же Нина Матвиенко утвердилась в своей духовной близости с древнерусским княжной Предславой - дочерью Искоростенський князя Никиты Нестича, в народе известного как Илья Муромец.
Крановщица с харизмой
Творческие наклонности будущей артистки начали проявляться рано. Мама Антонина Илькивна имела мощный голос, папа Митрофан Устинович тоже умел и любил петь, поэтому неудивительно, что третьеклашка Нина тоже втихаря выступала перед зеркалом, надев все самое красивое, что нашла в доме.
"Помню, мама с папой подкрадывались и подглядывали, как я пою, и то первый был мой стыд. Мы скромные росли, своих откровений никогда не проявляли перед родителями", - рассказывает выдающаяся исполнительница.
Первым музыкальным увлечением девочки была Людмила Зыкина. Нина Матвиенко призналась, что от красоты голоса этой певицы могла заплакать, а ее манеру в школьные годы пыталась копировать у зеркала.
Однако быт семьи Матвиенко был менее романтичным, чем мечты певицы.
Интернат казался единственной возможностью сельских ребятишек увидеть что-то интереснее колхоз. Одна из девушек, которая жила по соседству, уже отправляли в воспитательного заведения. И когда она приехала на каникулы красивой, упитанным, еще и в пальто, дети Митрофана Устимовича начали тоже туда проситься.
"Мама, мама, сдайте нас в интернат, пожалуйста", - уговаривали мы. Мама удивлялась, говорила, что плакать, а мы обещали, что не будем, только отпустили. Мама подумала, и в следующем году отдала нас скопом в интернаты. Мы с удовольствием туда шли ", - рассказывает Нина Матвиенко.
К своему первому интерната, в Потиевке, она попала в 11 лет вместе с сестрой Валей. Но уже в девятый класс пошла в школу-интернат в Коростене. Певица называет те времена определяющими в формировании своей личности и старается беречь в памяти о них только хорошее.
Трио "Золотые ключи"
"Мы там сплоченные были. Теперь я не могу одна где-то ездить, хочу, чтобы все время кто-то рядом со мной был", - говорит артистка.
Именно интернатской преподаватели натолкнули Нину на мысль о том, что ей стоит связать свою жизнь с музыкой. В 1966 году по совету учительницы Матвиенко записалась в вокальной студии хора имени Веревки, а уже в 1968-м - стала его солисткой.
Правда, прежде чем попасть в всемирно известного коллектива, девушка год отработала крановщицей на Коростенском заводе «Химмаш».
"Она была очень мала и очень худая, и когда вылезала на то кран, все боялись", - рассказывала сестра Валентина . - "Она очень голодала там. По десять дней не ели: пили воду с сахаром".
По преданию сестры, Нине помог директор предприятия - когда узнал о бедственном положении девушки, взял его под опеку.
Любовь в большом городе
Переезд в Киев стал для певицы не только карьерным толчком, но и изменил личную жизнь. В столице Матвиенко встретила художника Петра Гончара - сына выдающегося художника Ивана Гончара.
"Мы пошли на концерт молдавского ансамбля" Жок ", нас там познакомили. Концерт не состоялся, и соответственно не было чего делает, поэтому мы пошли гулять", - вспоминал человек.
По семейной легенде, когда Петр увидел Нину на сцене во время рождественского концерта в филармонии в 1968 году, решил, что певица станет его женой. Однако артистка, не обделена вниманием других ребят, приготовила для поклонника испытания - свадьбы пара отпраздновала только через три года.
"Он возле Главпочтамта меня ждет, а я даже туда до Воздухофлотского моста, в сторону Жулян. И обратно пять кругов, катаюсь. А он стоит меня ждет! Тогда пришлось выйти. Проверяла так это любовь", - смеясь признавалась певица.
Нина Матвиенко с мужем и дочерью Тоней
За время работы в хоре Веревки Нина Матвиенко трижды успела стать матерью: пока дети были маленькие, ей приходилось отказываться от длительных гастролей. "На два дня борща наварю, а на третий приеду", - говорила она.
Сестра Валентина рассказывала, что Нина - единственная среди них, кто хотел повторить подвиг отцов и родить как минимум одиннадцати.
"Детей она очень любит. Может, не так много внимания им уделяли, потому что на концерты ездила, выступала, и Петрусь ей помогал. Но очень хорошо их воспитывала - быть добрыми, отзывчивыми", - делилась сестра.
Иван, Андрей и Антонина подросли и пошли путями родителей. Ребята стали иконописцами, а Тоня заявила о себе как о певице, получив немало сторонников после участия в шоу "Голос страны".
Нина Матвиенко признается, что очень интересуется продолжением своего рода. По мнению певицы, чтобы дети унаследовали таланты предков, их родители имеют жениться нетронутыми и быть представителями одной народности. Большую надежду артистка возлагает на среднего сына Андрея. В отличие от Ивана, который стал монахом, он еще может подарить внуков.
Со сцены - на кухню
Отработав 21 год в хоре Веревки, Нина Матвиенко устроилась в ансамбля "Киевская камерата".
"Там я ожила", - говорит исполнительница. - "Это было то, что я мечтах. Сольные концерты ... Это гораздо интереснее, то, что я подсознательно искала. В хоре Веревки было трудно. Там я пела не во своем диапазоне, мне было слишком низко, я очень кашляла и от того болела ".
За 42 года на государственной зарплате озолотиться артистке не удалось. Часть заработка регулярно приходилось откладывать на сценические костюмы, остальное шло на семейные нужды.
"У меня нет богатства, нет миллиона. Ничего не приобрела. Дети мне говорят:" Вот видишь, София Ротару уже одно и то сыну сделала. Мама, а что вы? ", - делится она.
Несмотря на звездную работу домашними делами Нина Матвиенко занимается сама. Это на сцене ты артист, подчеркивает она, а в жизни - как все: борщ готовишь, стираешь, детей одеваешь, шьешь им, идешь в школу на родительское собрание.
"Видите ли, у нас принято: если ты певец, то должен посвятить свою жизнь именно этой теме. У меня немножко не получилось. Я и домохозяйка, и хозяйка, и мама, сама варю детям есть. Это меня очень отвлекает", - говорит она.
Рассказов о своих неудачах или беды народная любимица избегает: "А зачем это вам? Людям и так тяжело".
Доверить сокровенное может разве личном дневнике. Иногда из этого рождаются книги. Писания помогает женщине избавляться от депрессий и удовлетворяет потребность высказаться.
Правда, перечитывая выдано, Нина Матвиенко признается: сейчас бы такого не написала - слишком изменилась с тех пор.
"Я это пережила, и не хочу туда возвращаться. Дай Бог здоровья моим недоброжелателям. Каждый из них в жизни всего рассчитался. Я решила быть выше этого, никогда не интересовалась, кто с кем спал и где выпил.
Я бежала домой, на радио или телевидения, занималась своей жизнью. И зависть бежала за мной ", - говорит она и на прощание предлагает обняться.
Потом я подошла и спросила:" Мама, а мы что, из княжеского рода?Мама, а что вы?