Послание Путина Президенту Украины , Хотя уже прошло время со дня его отправки, не теряет актуальности.
Оно не только заставляет задуматься над тем, чего не хватает российской диаспоре в Украине, кроме русского языка на улице и засилье русскоязычных книг, фильмов, игр на раскладках. Это послание поднимает ряд вопросов о роли памятников советской агитпропаганды в украинской-российских отношениях. Еще - о роли Украинской православной церкви, управляемой патриархом из Москвы, о чем трудно забыть, когда смотришь на люстры в виде двуглавого орла под куполами многих храмов. И будто бы отделенной от российского государства в соответствии с Конституцией РФ, что, кажется, не мешает Президенту этой страны вмешиваться в церковные дела.
Собственно, по всей шумихой вокруг переписки Ющенко и Путина забыли о его конкретный предмет: судьба Библиотеки украинской литературы в Москве. Путин скороговоркой отверг все опасения нашей диаспоры по поводу ее развала и уничтожения уникального газетного фонда, и выдвинул в ответ традиционный тезис: а у вас, мол, русских преследуют.
Меня глубоко взволновали скупые строки «обеспокоенности» автора послания судьбой Русского культурного центра (РКЦ) во Львове, и на днях я решил изучить историю и современное состояние этого учреждения. И даже зашел в гости.
Выяснилось, что директор РКЦ - настоящий кубанский казак. Культурный центр нуждается, а Российская Федерация под надуманными предлогами отказывает в финансировании. История культурного центра происходила на фоне множества конфликтов внутри русской общины Львова, которая состоит, кстати, по преимуществу из военных ... Но не буду забегать вперед, а расскажу все по порядку.
По улице Короленко раздается звон колоколов православного Свято-Георгиевского храма. Рядом с ним и находится культурный центр.
На входе обращаюсь к вахтера, спрашиваю, можно ли войти, посмотреть, поговорить с начальством. На дверях написано «Добро пожаловать!» И рядом висит объявление, что размер членских взносов в связи с повышением стоимости коммунальных услуг увеличен до 3 гривен. Приглашают войти.
Почти четверть тесной гостиной Русского культурного центра занимает старый рояль. Привлекает внимание «Доска почета», стенды с фотографиями на всю стену, стеллаж «Подарки Российскому центру»: тут и бюсты Пушкина, и портреты. Многое, судя по табличкам, дарованное делегациями правительства Москвы и лично Лужковым.
Большая бронзовая статуя классика русской литературы стоит у лестницы, ведущей на второй этаж.
Ко мне выходит седой мужчина в казацком наряде, спрашивает - «чей вы журналист - российский или украинский». Отвечаю, что независимый.
- Меня зовут Астахов Альберт Викторович. Атаман российского казачьего общества Галиции, - представляется он. - Здесь я выполняю обязанности руководителя Российского культурного центра. Как пенсионер имею больше свободного времени, чем другие. Сам родом с Кубани, из старой станицы под Армавиром.
Он начинает рассказывать историю культурного центра, иногда отвлекаясь на размышления идеологического характера - например, почему настоящий казак «никак не может быть униатом». Позволю себе их опустить.
- Русский культурный центр начался с общества любителей российской и украинской культуры имени Пушкина, созданного еще при Советском Союзе. Затем шла трансформация, и возникло Общество русской культуры имени Пушкина. В 1990 году его руководители обратились к местным властям с просьбой выделить помещение. Тогда как раз вышел указ Президента - национальным обществам выделять помещения. И вот нам повезло. Попали в течение. Уже кинотеатры начали умирать, уже пошли мыльные оперы. Нам выделили помещение развалившегося кинотеатра. Но средств, чтобы провести его реконструкцию, не хватало. И только в 1994 году мы полностью отремонтировали помещение и сделали Русский культурный центр. Наша задача - сохранение и развитие русской культуры, языка, сохранение русских исторических памятников. Все это надо уберечь.
- А какие с этим проблемы? Я гуляю по Львову и везде слышу русский язык ...
- Во Львове было 24 русские школы. Осталось 5. Во Львовской области есть город Золочев. 36000 населения - 10 украинских школ. Во Львове 100000 россиян - и только 5 российских школ. Что это такое ?! А мы за это украинизацию еще и налоги платим!
... Здесь мне захотелось напомнить, что в России, где, кстати, более 4 миллионов украинский живут и налоги платят, меньше двух десятков школ, где украинский язык и литература преподаются хотя бы факультативно. Включая воскресные школы.
- Я не хочу сказать, что очень уж так плохо в Западной Украине. Нет. Народ - хороший, люди - хорошие. Политики - дерьмо. Вот мы проводим концерты, лекции, другие мероприятия. Хотя бы кто-то из местных политиков к нам зашел. Присылали клерков, от которых ничего не зависит. Приходит такой, говорит, "я с городского совета". Ну что же, человек добрый, садись. Встает потом и уходит. Даже не скажет, что было хорошо, что плохо. Их это не интересует. Политиков не интересуют граждане своего государства.
Нам били стекла, бросали бутылки с зажигательной смесью в зал и в библиотеку. Дважды уничтожали бюст Пушкина, который стоял на улице. Хотя бы раз кто-то из этих политиков выступил с осуждением! Сейчас, правда, уже полгода как не нападают. Это потому, что мы установили четыре видеокамеры наблюдения ...
Вот в Доме ученых на днях проходила конференция под эгидой львовской областной администрации. О толерантности и взаимопонимания между всеми национальными обществами. Но представителей областного совета не было. Для кого проводилась эта конференция? Меня туда не приглашали, но я считал своей обязанностью появиться. Были греки, были белорусы и грузины были. Представитель Белоруссии рассказал о своей боли: им было выделено помещение, потом у них отобрали это помещение. Сейчас белорусский хор у нас репетирует. Мы помогли сябрам, а власть и за холодную воду не принималась.
Прошу провести короткую экскурсию культурным центром. Альберт Викторович соглашается и начинает со статуи в холле:
- Эту фигуру Александра Сергеевича передал нам исторический музей. Она валялась у них в запасниках. Сергей Якунин, скульптор, реставрировал ее, и теперь она у нас украшает холл.
Кроме холла на первом этаже культурного центра маленький буфет и актовый зал на 160 человек. По буфетной стойкой старый телевизор и самовар, на стене нарисован портрет жены Пушкина Натальи Гончаровой. Это работа местного художника Игоря Корчевского. В актовом зале танцуют, встречая Новый год, пожилые пары. У старого проигрывателя лежит пластинка с песнями Малинина.
Прошу показать библиотеку. Мы поднимаемся по лестнице на второй этаж, проходим мимо огромный стенд «Русское молодежное братство».
Библиотека и читальный зал под одной крышей в зале площадью 52 квадратных метра. Окна решетками мелкой металлической сеткой. На полках у стен - около 8000 томов, уверяет мой собеседник. Это старые книги, многотомные издания, но также стеллаж с новомодными детективами в мягких обложках.
- В начале 90-х было распоряжение местных властей: из всех библиотек убрать русскую литературу. Даже сжигали русскую литературу - как макулатуру. Нам с одной библиотеки звонили, с другой: приезжайте, заберите литературу! Мы приезжали и забирали. Со временем люди начали приносить. Дарят книги те, кто выезжает из Украины. Они их не везти в Россию. Они звонят, спрашивают, возьмем мы эти книги. Конечно, мы берем. У нас список есть, где мы благодарим всех, кто принес нам книги.
Несколько столов читального зала завалены подшивки газет.
- Подписку на газеты нам организовывает российское консульство. Мы выбираем ту периодическую литературу, которая нам нужна, оформляем карточки поставок, сдаем в консульство, и консульство оплачивает. Это «Российская газета», «Литературная газета», «Культура», «Московский комсомолец», «Казачий взгляд», «Русский взгляд» ...
Руководитель культурного центра показывает допотопный библиотечный каталог.
- Мы не можем купить компьютер, потому что нет средств. Но наши читатели могут воспользоваться обычным бумажным каталогом. Нет средств на все. Сайт пока не открыли, на это нужны деньги, а еще нужно найти дешевого провайдера.
Спрашиваю, как финансируется культурный центр.
- Есть спонсоры, которые нам оплачивают коммунальные услуги. Живем на членские взносы. Фиксированных членов пушкинского общества около 500 человек. Членские взносы небольшие, сейчас это 3 гривны. Но если 500 человек заплатят в месяц по 3 гривны, то это неплохо, полторы тысячи. Чтобы выжить - хватает.
- А помощь от России есть?
- Ну, в Украине законы такие, что государственные структуры России не имеют права вмешиваться в жизнь граждан Украины. Так нам говорят в российском консульстве. Вот если бы нашлись частные лица, меценаты, было бы замечательно, - уклончиво отвечает мой собеседник.
- А помощь от других российских общественных организаций?
- Во Львове шесть российских обществ. В этом беда, что появляются местные князьки, каждый создает общество под себя, чтобы при случае где-то урвать какие-то деньги. Я бы не хотел об этом говорить, это не совсем солидно, в семье тоже проблемы бывают. Может, придет время, когда они объединятся.
... В своем послании Путин пытается противопоставить ситуацию вокруг РКЦ заявлении «Украинской Москвы» об уничтожении уникального газетного фонда библиотеки украинской литературы в Москве. Президент России пишет: «Нас, в частности, очень беспокоит судьба Русского культурного центра во Львове, ставшего объектом регулярных нападений со стороны националистов. Причем ни один из многочисленных актов вандализма в отношении этого центра так и не был раскрыт местными правоохранительными органами ».
В то же время известно, что управление МВД во Львовской области неоднократно предлагало Русскому культурному центру заключить договор об услугах платной охраны с отделом Государственной службы охраны при Лычаковском райотделе милиции. Но руководство центра всегда отказывалось, сетуя на нехватку средств. Возможно, Президенту России следовало бы выделить кое-какие копейки на охрану Русского культурного центра во Львове, если он так проникается его судьбой? Украинское законодательство это позволяет.
В статье о РКЦ в «Википедии» приводится хроника с 21 такого нападения . Печально, что хулиганы выбрали мишенью для своих выходок бюст поэта Пушкина. Другое дело, заранее называть вандалов «националистами» (тем более, украинском) - очень поспешный приговор.
Многие львовян сходятся колумниста газеты «Высокий Замок» Аскольда Еремина: «Это дело рук примитивных провокаторов, целью которых является создание" поводов "для подобных кремлевских заявлений». А мэр Львова однажды намекнул, что причинами вандализма могут быть разногласия среди российских общественных организаций Львова. И действительно, о множестве подобных разногласий рассказывает бывший директор РКЦ, полковник советской армии и экс-начальник кафедры искусств Львовского высшего военно-политического училища Валерий Провозин в книге "Наш Русский дом" .
С тех пор, как основатель львовской городской общественной организации «Русское общество им. А.С.Пушкина »Сергей Сокуров выехал на жительство в Москву, перед этим гордо оставив отчетно-выборной конференции общества в знак протеста (по словам господина Провозина, он« выскочил на сцену, сорвал трехцветный российский флаг и с криком «Кому дорога культура, за мной! »покинул зал»), началась нешуточная схватка за это юрлицо, на баланс которой передано помещение РКЦ с 1990 года.
По РКЦ боролись лидер «Русской общины Львова» генерал-лейтенант в отставке, депутат Верховной Рады третьего созыва от Компартии Анатолий Строгов и президент львовской Ассоциации делового сотрудничества предпринимателей «Славяне», лидер партии «Русский блок», ныне депутат Верховной Рады Крыма Александр Свистунов. Кстати, именно протекции Строгова и при поддержке пушкинского общества начинал свою политическую карьеру с кресла депутата Львовского облсовета нынешний главред газеты «Коммунист» Александр Голуб.
Борьба «коммунистов» с «бизнесменами», или, проще говоря, Строгова со Свистуновым, особенно обострилась накануне 10-летия культурного центра, когда Российская Федерация щедро профинансировала (а это не часто случается) праздничные мероприятия. По телевидению было много интересных сюжетов. Были скандальные выбросы компромата, изгнание «Ассоциации культуры и образования" Русский дом "(АККОРД)» из помещения РКЦ, неоднократно предпринимались попытки «массового вступления агентов влияния» в пушкинское общество. Очевидно, эта «рейдерская» технология захвата общественных организаций была впервые применена при переизбрании Сокурова, что и вдохновило его на демарш с российским флагом.
Пожалуй, больше всего культурный центр пострадал от потери своей газеты «Совесть» в предвыборной усобицы 1998: ее редактор, пользуясь неразберихой в руководстве РКЦ, пропал вместе с полиграфическим оборудованием и компьютерами редакции.
Большинство активного русского населения Львова - это кадровые военные. Не забыт до сих пор нападение на украинского композитора Игоря Билозира двух офицеров-россиян в ночь с 8 на 9 мая 2000 года. Билозир с друзьями праздновал свой день рождения в кофейне «Императорская кофе». За соседним столом русские львовяне отмечали День победы, напевали «блатные романсы». Один из друзей Билозира взамен спел украинской песню Билозира «Первый снег». Началась драка. Военнослужащие Дмитрий Воронов и Юрий Калинин, напавшие на Билозира, так избили композитора, он умер в больнице через три недели. Суд определил для них наказание в виде 15 и 12 лет лишения свободы, постановил взыскать 50000 гривен материальной компенсации в пользу семьи жертвы. Память об этом инциденте (впрочем, как и память и кровавые обстоятельства вступления Красной Армии в Западную Украину в 1939 году) укрепляет прохладное отношение львовян к русской диаспоры.
Когда обстановка на грани взрыва, всегда найдутся любители «военной хитрости», готовые раздуть конфликт ради своей выгоды.
Если же говорить о фактах, то бросается в глаза следующее.
В Москве библиотека украинской литературы является муниципальной собственностью Москвы, и это позволяет местным властям вмешиваться в ее работу, а на протесты украинский отвечать: «В своем доме что хочу, то и делаю». Даже такой осторожный дипломат, как посол Украины в России Олег Демин говорит «В последнее время реально чувствуется уменьшение присутствия украинской культуры в РФ».
Зато помещения Русского культурного центра во Львове передано на баланс независимой общественной организации - «Русское общество им. А.С.Пушкина », а власть Львова в деятельность Русского культурного центра никоим образом не вмешивается.
Возможно, со стороны мэра Москвы было бы справедливо таким же образом отдать имущество украинской библиотеки и руководство этим учреждением авторитетной общественной организации Украинской в России? А со стороны Президента России и других кремлевских деятелей было бы разумно предоставить финансовую поддержку своим соотечественникам во Львове, вместо пустых и конъюнктурных ссылок «обеспокоенности», которые появляются то как раз перед выборами?
Все мои знакомые юристы сходятся в следующем: иностранные государства имеют полное право поддерживать общественные организации в Украине. Автор сам тщательно проштудировал Законы Украины «О национальных меньшинствах» и «Об объединении граждан». Первый закон вообще не касается этого вопроса. Во втором законе, в статье 22 запрещается получать деньги и имущество от иностранцев «политическим партиям, их учреждениям и организациям». Но пушкинское общество Львова зарегистрировано как общественная, а не политическая организация. Эти понятия четко разграничены в статьях 2 и 3 Закона. Поэтому ограничение на него не распространяется. Кстати, проекты сотен общественных организаций в Украине вполне легально финансируются посольствами иностранных государств, и в России прекрасно об этом знают.
Итак, Кремль не выделяет средств на поддержку Российского культурного центра во Львове по каким-то своим причинам, украинское законодательство здесь ни к чему. Уж не экономит северная столица на соотечественниках?
Почему бы правящей элите России не взять пример с Великобритании, где неправительственная организация "British Council" при поддержке МИД организует работу культурных центров во всем мире? Это хорошо оснащены культурные центры, охраняемых подключены к Интернету. На них никакой хулиган не рискнет нападать.
И Украина что-то вроде «Британского совета» не помешало бы ... Если бы украинская библиотека в Москве была собственностью граждан нашего государства, там наверняка не произошло бы ничего подобного печально «зачистке» газетного фонда.
Кажется, лучший способ избежать посторонних конфликтов вокруг очага нашей культуры за рубежом - это заботиться о нем самостоятельно, а не пускать дело на самотек, отдавая инициативу в чужие руки.
Юрий Шульженко
Если вы заметили ошибку, выделить ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter
А какие с этим проблемы?Что это такое ?
Для кого проводилась эта конференция?
А помощь от России есть?
А помощь от других российских общественных организаций?
Возможно, Президенту России следовало бы выделить кое-какие копейки на охрану Русского культурного центра во Львове, если он так проникается его судьбой?
Уж не экономит северная столица на соотечественниках?
Почему бы правящей элите России не взять пример с Великобритании, где неправительственная организация "British Council" при поддержке МИД организует работу культурных центров во всем мире?