15:50 05 декабря 2015 844
- Еще месяц назад ничего не предвещало беды, хотя ситуация с системой "Платон" не нова.
Ее придумали еще в 2011 году, - рассказывает в интервью Gazeta.ua Сергей Гуляев, координатор акции российских дальнобойщиков. Они протестуют против увеличения платы за проезд до 3,09 рублей за км федеральными трассами грузовых автомобилей массой более 12 тонн. Система заработала с 15 ноября. - Но ввели ее в работу именно сейчас, заставили всех покупать приборы, регистрироваться, платить деньги. Народ начал протестовать против этой системы, потому что для них это дорого.
Из-за кризиса с санкциями, падение рубля, разные эмбарго, люди стали меньше покупать. Согласно дальнобойщики стали меньше возить, рынок грузовых перевозок свернулся. Заказов стало меньше, почти все работали на пределе нерентабельности. А тут еще придется платить за проезд и дорожный налог. Люди посчитали, что это уже ниже рентабельности, они выходят в минус.
На сколько эта система является дорогой?
- Вот вам арифметика на примере рейса Петербург-Москва. Он стоит примерно 38-40 тысяч рублей. Из них расходы: топливо - 18000, платные участки дорог - 2,4 тысячи, стоянки, отель, питание - 2000. Замена масла, фильтров - почти 4000 на рейс. Собрание соцстраха, налог на деятельность - еще 1,3-1,5 тысячи. Еще полторы тысячи из годового транспортного налога, страховки.
Всего на рейс дальнобойщик имеет 29000 рублей расходов. Это если не учитывать амортизацию, потрепанное колесо к 20000, мелкие ремонты и непредвиденные расходы в виде поборов различных контролирующих органов.
Чистыми за рейс дальнобойщик зарабатывает 9-11 тысяч или 36-44 в месяц. Это если он сам за рулем и на своей машине. Если платить наемному водителю - самому хозяину уже ничего не останется.
Теперь умножаем 8000 километров пробега на этот новый налог в 3,09 рублей за километр и получаем 24 000 720 рублей. Их надо отдать из своей зарплаты каком кровососов. Более половины! И кто тогда будет работать за 12-19 тысяч?
Сети супермаркетов, типа "магнитов", "перекрестков", которые имеют свои транспортные парки, уже заложили расходы на покупку "Платона" в цену своих товаров.
Перед тем как принять эту систему, власть советовалась с людьми нужно ли это им? Приняли и поставили перед фактом?
- В России никто ни с кем не советуется, здесь нет общественных слушаний. В 2011 году, когда принимали этот закон, решили, что дальнобойщики это такие люди, с них легко что-то получить. Мол, они же не плохо зарабатывают, не оскудеет, если заплатят по 3 рубля на строительство дорог ". Но на самом деле дальнобойщики очень уязвимы и беззащитны перед законом. Мало того, что повышенная опасность, и еще много технических регламентов и требований к грузовику: чтобы не старше определенного возраста, чтобы не было перегрузки. А люди же пытаются взять побольше, когда едут, чтобы дороже рейс был.
Вообще, эта система "Платон" - чисто коррупционная схема. Когда ее планировали - об экономике никто и не думал. Ее придумал сын друг президента - Игорь Ротенберг (компания Игоря Ротенберга "РТ-Инвест Транспортные системы" является разработчиком и оператором системы "Платон". - Gazeta.ua). Схема должна приносить 10000000000 долларов в год. Это доход небольших нефтяных компаний. И то им надо проводить разведку, бурение, логистику выстраивать на далеком Севере. А здесь придумали кормушку и те же 10000000000 долларов будут получать в год.
Разве протест дальнобойщиков может быть серьезным? Россияне довольно пассивны в плане протестов.
- Согласен, что россиян в "жирные" годы несколько разбаловали, все расслабились и даже оппозиция не прикладывала никаких усилий. Тоже пассивно себя вела.
В этом протесте пока только экономические требования большой и сильной группы людей. Я сейчас не говорю об их политической грамотности. У них есть свой автомобиль, который они сами обслуживают. Дальнобойщик сам себе и бухгалтер, и слесарь, и логист. То есть организовал бизнес, зарабатывает деньги, а когда не сможет сам ездить, то наймет водителей и они будут зарабатывать ему деньги. И вдруг что-то пошло не так.
Думаете дальнобойщики будут до конца стоять?
- Надеюсь, потому что не имеют другого выхода. Или эту плату отменят, а если нет, то пусть унижает стоимость проезда. Тогда еще смысл заниматься своей деятельностью. Даже если продавать свои машины, то кому? Рынок переполнен, смогут продать только на запчасти или металлолом. Или третий вариант - стоять до конца и достичь своего.
Всю эту ситуацию ребята связывают не только с Ротенбергом, но и с Путиным. Сами признаются, что еще вчера носили футболку с Путиным, а сегодня он с них последнюю рубашку снимает. Мол, зачем такой президент, который отстаивает интересы олигархов, а не 2 миллионов дальнобойщиков.
Этот протест можно развернуть на всю систему. Заставить общество посмотреть внимательно на ситуацию через призму "Ротенберг". Мы столкнулись с вопиющей коррупцией, обогащает одну семью и обедняет не только два миллиона дальнобойщиков. Если не сломать эту систему, то платить подобным "Ротенберг" будет вся страна. Потому перевозки, транспортная логистика есть во всех товарах. Если поднимают цену за дороги, то понятно, что завтра хлеб будет стоить не 20, а 25 рублей. И так далее на все продукты.
Люди собираются ехать на протест в Москву?
- Сейчас съезжаются из Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Волгограда, Дагестана, Белгорода. Колоннами ехать не можем, только одиночными автомобилями по 3-5 авто. Просим не вступать в спор с ГАИ, милицией, не рассказывать куда они едут, не ссорить Ротенберга. Поэтому люди придумывают различные легенды, кто и куда едет. Все собираемся в местах, где и должны собраться.
Настроение хорошее, потому что у людей появилась надежда. Если победим, то победят все. А возможно удастся сбросить "упыря", который загнал Россию во всю эту историю. Но будем решать задачи по мере поступления, сначала локальные.
Если эти люди будут стоять до конца, они покажут пример другим, например нефтяникам, которые мерзнут в Заполярье, а деньги получает Сечин. Может, люди поймут, что их вдвое ограбили, доллар вдвое вырос и потребительская корзина тоже вдвое снизился. Наши сбережения тоже обесценились в два раза. И если дальнобойщикам удастся отстоять свое, другие люди на их примере поймут, что свои права путем протестов можно добиваться. Может, тогда что-то начнет сдвигаться. Хотя понимаю, что 86% россиян, обманутые нашим телевидением, будут умирать от голода со словами о Путине.
То есть холодильник в России телевизор еще не победил?
- Еще нет. Есть примеры Ленинграда, где люди ели своих детей, но прославляли вождя. Предел терпения у нашего народа велика. В 20-м веке лучших людей уничтожали, убивали всех, кто что-то мог сделать. Это негативная селекция в течение века внесла серьезные психологические коррективы в сознание народа.
Если после смерти Сталина люди только через три года поняли, кто ими руководил, то в случае с Путиным все будет быстрее. Менее, чем за 3 года до тех 86% дойдет, кто правил ими эти 15-16 лет. Это уже происходит. Недавно вышло расследование Навального о генпрокурора. Метастазы пошли, их спрятать. Опухоль начинает пробиваться на поверхность. Это лишь первые ласточки на уровне генпрокурора, а завтра можем узнать то же самое о премьер-министре, вице-премьеров, чиновников администрации. В них там у всех рыло в пуху. Они еще пока чувствуют себя безопасно, но уже тревожно. Понимают, что является не только санкции и изоляция, уже пробиваются внутренние недовольство и это может повредить больше, чем влияние извне. Тот же протест дальнобойщиков, людей загнали в угол, им некуда деваться. Они говорят, что сожгут свои авто, потому что продавать их на запчасти им вред. Жаль даже смотреть, как те машины, которые кормили их в течение 10 лет, будут разбирать на части. Люди в отчаянии.
Можно только представить реакцию Путина, у которого сейчас и так немало проблем: конфликт с Турцией, Западом, и деловые, война в Сирии, непонятная ситуация с Украиной, а тут еще российские дальнобойщики чего хотят.
- Он держит паузу. Страна уже месяц взбунтовавшихся, сотни тысяч дальнобойщиков, а президент молчит. Это означает, что этот вопрос касается не только двух Ротенберг. Они просто кошельке. Думаю, эта схема значительно глобальнее.
Если власть на высшем уровне на протесты пока не реагирует, то есть давление на низших уровнях? Со стороны полиции, или личные угрозы?
- Если ребята попадут под ОМОНивськи дубинки, будет так, как было со студентами на Майдане в Киеве. Тогда Майдан начнется в России.
Думаю, тогда уже все поднимутся. Рабочие не политики, они не будут бороться за глобальные вещи: честные выборы, еще что-то там. Они будут бороться за выживание, за свою семью, чтобы накормить своих детей. Ничего такого не требуют, хотят, чтобы им дали возможность работать. Потому что если люди не могут купить еду, заплатить за квартиру, кредит тогда, как другие едят в три рыла, имею в виду "Ротенберг", "Ковальчук", "Тищенко", то народ начинает вопрос задавать. Хотя сейчас они в чем еще наивны. Верят в государство, Путина, которые не покинут, что это Ротенберги плохие, а царь этого всего просто не знает.
Федеральные СМИ как-то освещают эти протесты?
- Либеральные и оппозиционные газеты пишут. Но есть и заказные статьи, дальнобойщики не хотят делиться, здесь война, а они затеяли-взбунтовать. По телевизору - ни слова. Хотя люди уже месяц протестуют, проводят различные акции в регионах. Ранее из всех новостей, 90% было об Украине и 10 о России. Теперь нам показывают о Сирию, Египет, Францию, Турцию, немного Украине и только 5% о России.
На сколько эта система является дорогой?И кто тогда будет работать за 12-19 тысяч?
Перед тем как принять эту систему, власть советовалась с людьми нужно ли это им?
Приняли и поставили перед фактом?
Разве протест дальнобойщиков может быть серьезным?
Думаете дальнобойщики будут до конца стоять?
Даже если продавать свои машины, то кому?
Люди собираются ехать на протест в Москву?
То есть холодильник в России телевизор еще не победил?
Если власть на высшем уровне на протесты пока не реагирует, то есть давление на низших уровнях?