Путь к познанию Шевченко у каждого свой. Пожалуй, у большинства людей он начинается в семье, от родителей, которые уже в раннем возрасте закладывают своим детям основы взглядов на жизнь, природу, общество ... В Соломии Крушельницкой дорога к Шевченко тоже началась из родного дома, народной песни, подольской природы ...
Тарас Шевченко (1814-1861)
В семье Крушельницких "Кобзарь" Тараса Шевченко был в особом почитании, здесь его не только читали, знали наизусть - он влиял на формирование мировоззрения детей. Поэтому и закономерно, что с юных лет Соломия Крушельницкая была знакома с творчеством поэта и в течение всей жизни популяризирует ее. "С" Кобзарю "Шевченко Соломия не расставалась", - вспоминала в воспоминаниях сестра певицы Елена. В письме из Милана в Михаила Павлика, который периодически присылал молодой певице литературу, писала, что "Кобзарь" нет, а "за" Офорты Шевченко "покорно Вам спасибо, готовы это вещи ...".
Николай Лысенко (1842-1912) - классик украинской музыкальной культуры, композитор, чьи романсы были в репертуаре Соломии Крушельницкой в течение всей концертной деятельности.
Символично то, что свое первое серьезное "крещение" в пении юная Саломея Крушельницкая получила в 1883, выполнив романс Н. Лысенко к словам Т. Шевченко "В огороде возле брода" на концерте, который состоялся в Тернополе в честь Кобзаря.
В начале своего творческого пути студентка консерватории Галицкого музыкального общества Соломия Крушельницкая становится членом Общества "Львовский Боян", на концертах которого всегда звучали произведения украинских композиторов, в частности к текстам Тараса Шевченко.
Фрагмент экспозиции Музыкально-мемориального музея Соломии Крушельницкой во Львове. Комната "Белая. Детские и юношеские годы Соломии Крушельницкой "
Как членкиня Общества "Львовский Боян" Соломия Крушельницкая - активная участница Шевченковским концертов, о чем свидетельствуют сообщения журнала "Дело" за 1892-1897 гг. В репертуаре Соломии Крушельницкой было 14 вокальных произведения украинских композиторов на стихи Тараса Шевченко. Среди них наиболее численно представлены композиции Николая Лысенко, а именно: "Зацвела в долине красная калина", "И богатая я, и красивая я", "Зачем мне черные брови", "Ой люли, люли, дитя мое", "Ой одна я одна "," Садок вишневый коло хаты "," Если бы мне, мама, ожерелье "," в огороде возле брода »,« Ой в поле могила "," туман, туман долиной ".
К сожалению, среди фонозаписей Великой певицы сегодня нам не известен ни один на текст Т. Шевченко
Соломия Крушельницкая, 1920-е гг.
Современники певицы считали, что вокальная интерпретация С. Крушельницкой лучше всего выражает красоту поэзии Шевченко и музыки. Лысенко. Василий Барвинский в воспоминаниях о Соломии Крушельницкой писал, что благодаря своим вокальным принципам и сознательной патриотической позиции "... могла певица понять виконням тех, на первый взгляд, скромных и не наружу эффектный для исполнителя, зато так богатых и теплых во всей широкой скале чувств украинского души - романсов Лысенко к Шевченко "Кобзарь" - ту самую лучшую, смело можно сказать, идеально-совершенную традицию исполнения произведений Лысенковой музы! "
Знаменательно, что в то время артистка популяризирует творчество Кобзаря не только на концертах, но и на дружеских вечеринках, и не только в родной Галиции, но и в царской России, где слово Шевченко было запрещено. Ярким свидетельством этого является период выступлений С. Крушельницкой в Одессе (зимний сезон 1896-1897 гг.), Во время которого ее часто приглашали семьи местных украинский. Об одной такой встрече оставила свое воспоминание сестра певицы Елена Охримович: «На вечере были читать стихи Шевченко. Как мы там пришли, было там богато гостей, тамошних украинский. Перед чтением стихов Шевченко, позаслонювалы закрыты окна и закрыли плотно дверь. Нас это очень удивило ... В гостях Соломия пела украинской песни в основном Лысенко и других композиторов к словам
В силу определенных обстоятельств артистка не могла часто приезжать на родину. Однако каждый ее приезд был обозначен участием в концертах в честь Т. Шевченко. "... хочу, чтобы мне прислала какую новую музыку Лысенко, потому, услыхал, хотят, чтобы я пела на концерте Шевченко, то хотела бы что-то новое дать познать нашей публике", - писала певица М. Павлик в письме от 4 апреля 1894. из Милана. В знак подтверждения своего участия в национальном празднике С. Крушельницкая короткая отписывала организаторам концертов: "Приеду за свой счет и буду петь на празднике Шевченко".
Сообщение в американской прессе о Шевченковский концерт в Питтсбурге, 1928
В январе-мая 1928 года во время турне по городам США и Канады Соломия Крушельницкая, кроме заранее запланированных сольных концертов, приняла участие в Шевченковских празднованиях в Филадельфии, Нью-Йорке, Йонкерсе, Ньюарке, Питтсбурге, Кливленде, Чикаго, Детройте. Местная украинская пресса, отмечала, что она "с удовольствием поет на каждом обходе в память Тараса Шевченко, хотя бы в малейшей общине и малейшей сале".
Соломия Крушельницкая с участниками Шевченковского концерта в Детройте, 8 апреля 1928
В англоязычной и русскоязычной периодике публиковались отзывы на цикл концертов, посвященных шестьдесят седьмой годовщине памяти Тараса Шевченко. Соломия Крушельницкая своими выступлениями в США и Канаде не только отдала должное Гению Украины, но также приобщилась, - как писала пресса, - "к здвигнення Ему памятника на свободной американской земле." Ведь часть дохода из всех Шевченковским мероприятий предназначалась на строительство памятника Кобзарю в Йью-Йорке.
Соломия Крушельницкая, 1946
Символично, что в программе одного из последних концертов профессора Львовской консерватории Соломии Крушельницкой (8 июня 1946) также звучал романс к словам Тараса Шевченко "Если бы мне, мама, ожерелье" Н. Лысенко.
Вдохновленная музой великого Кобзаря, Соломия Крушельницкая в течение всей жизни на высоком профессиональном уровне представила и популяризирует музыкальную культуру своего народа в широком мире, сделав неоценимый вклад в духовную сокровищницу всего человечества.
Александра КИРИК
старший научный сотрудник Музыкально-мемориального музея Соломии Крушельницкой во Львове