«Если бы вы увидели Атласа, гиганта, который держит мир на своих плечах, если бы вы увидели его стоящим, с кровью, струящейся по его груди с согнутыми коленями, дрожащими руками, но все еще пытающимися поддерживать мир с последние силы, и чем больше усилий, тем сильнее давят плечи мира - что бы вы ему сказали?
- Я ... я не знаю. Что ... он мог сделать? Что бы вы ему сказали?
- пожать плечами ".
Айн Рэнд, Атлас пожал плечами (1957)
Айн Рэнд великолепна! Любите ли вы ее книги, знаете ли вы, понимаете или одобряете ее философию, никто не может отрицать, что человек с такой интеллектуальной и творческой силой рождается раз в сто лет. Она приняла последнюю волну эмигрантов из Советской России до того, как железный занавес закрыл все другие выходы, Айн Рэнд создала философское движение, которое ставит человека, разум, индивидуальность и свободу на пьедестал. Русский еврей, который написал вторую по популярности книгу в Америке после Библии . Замечательная женщина, крайне противоречивая, фанатично хвалившаяся и яростно отрицаемая, ее жизнь смело могла стать основой романа о величине «Весна» ,
Алиса Зиновьевна Розенбаум родилась 2 февраля 1905 года в Санкт-Петербурге в семье русских евреев. Ее отец владеет аптекой - бизнесом, который обеспечивает буржуазную семью мирной и приятной жизнью. Но мы все знаем, что будет с будущим писателем, когда ему будет всего 12 лет. В 1917 году Октябрьская революция обрушилась на страну, как ураган, большевики пришли к власти и превратили жизни миллионов россиян в ад . Аптека Зинова Розенбаума была конфискована, и семья Розенбаума впервые столкнулась с голодом, страданием и унижением.
Не все потеряно. Алиса одна из первых россиян, получившая привилегию учиться в Санкт-Петербургском государственном университете, где она близко знакомится с работами Аристотеля, Ницше, Достоевского и Шиллера - гениев, которые впоследствии будут иметь большое влияние на писательство и ее взгляды. она изобрела свой псевдоним. Широко распространено мнение, что она позаимствовала его от имени своей любимой марки пишущих машинок Remington-Rand . Более надежная версия, однако, состоит в том, что она использовала имя финского писателя, которого она любила.
Айн Рэнд говорит, что его первые истории и сценарии написаны всего восемь лет. Как бы нереалистично это ни звучало, одно можно сказать наверняка - молодая женщина была совершенно уверена, чему она посвятит свою жизнь, и она не сомневалась, что однажды станет известным писателем. Чувство собственного достоинства никогда не было недостатком. Она точно знала, где она добьется успеха - не тоталитарный монстр СССР, а капиталистический рай США. Благодаря своим родственникам в Чикаго, он получает визу и навсегда покидает Советскую Россию в 1925 году. Как раз вовремя, мы бы сказали.
Существует спор по поводу отношений с ее семьей - некоторые из ее биографов говорят, что ей было стыдно за свои русские корни и намеренно позволяла отношениям с родителями и сестрами развалиться. Правда в том, что Рэнд предпринимает много попыток привезти свою семью в Америку, но безуспешно - эмиграция из СССР уже невозможна. Единственное, что ей остается, - это отправить копии ее книг и надеяться, что строгий контроль не помешает произведениям добраться до ее близких.
Несомненно, прибытие в Америку знаменует конец Алисы Розенбаум и генез Айн Рэнд .
Что с ней происходит в Земле Обетованной?
Первоначально он живет со своими родственниками в Чикаго. Впоследствии он переехал в Голливуд, штат Калифорния, где начал работать сценаристом. Там он познакомился с молодым актером Фрэнком О'Коннором . Внешне Фрэнк является воплощением образа идеального человека, которого Рэнд будет воссоздавать на протяжении многих лет в своих романах - высокий, слабый, спортивный, излучающий уверенность . Они поженились в 1929 году и остаются вместе до конца своей жизни. Но не врите - они далеки от воплощения идеальной пары.
Первый роман Айн Рэнд «Мы, живые» вышел в 1936 году. Действие развернулось в Советской России после Октябрьской революции. Об этой книге Рэнд говорит, что это автобиография « не в буквальном, а в интеллектуальном смысле ». Здесь пресловутый объективизм едва ли подразумевается, а характерные образы-абсолюты все еще имеют черты с обычными простыми смертными.
" Мы, живущие Успех, хотя со временем этот дебют остается в густой тени самых знаковых произведений автора - «Весна» и Атлас пожал плечами . Тем не менее, роман чрезвычайно влиятельный, и многие из поклонников Рэнда определяют его как лучшее, что выходит из ее пера. Здесь критика тоталитаризма неумолима, а его чудовищное, разрушительное влияние на человека представлено в оттенках, которые может сделать только очевидец воссоздать.
«Мы, живые» , не оставляет особых сомнений в политических взглядах Айн Рэнд. Она яростная антикоммунистка, и даже участвовала в судебных слушаниях в Голливуде в 1947 году, в период Маккарти. В качестве добровольного свидетеля Рэнд резко критиковал американское кино за благоприятный свет, в котором он изображает жизнь в СССР , и эта тенденция не преувеличивалась в первые годы после Второй мировой войны.
Краеугольным камнем жизни писательницы является публикация ее второго романа. «Весна» вышел в 1943 году и вызвал настоящий фурор . История нетрадиционного архитектора Говарда Рурка утверждает, что Рэнд является литературной славой, и дает ему всемирную репутацию и финансовую стабильность. История была снята и выпущена в кинотеатрах в 1949 году с Гари Купером в главной роли Рорком и Патрисией Нил в роли Доминика Франкона.
Работа над масштабным романом буквально сушит силы Рэнда, заставляя ее принимать наркотики против истощение. Вместо этого она заслужила огромное количество поклонников - ее поместье в Лос-Анджелесе постоянно прибывает с возбужденными письмами . Это буквально наводняет вопросы о темах, освещенных в Весна «- злой коллективизм, рациональный эгоизм, сущность творчества.
Айн Рэнд и Фрэнк О'Коннор переезжают в Нью-Йорк, где у писателя есть возможность собрать своих поклонников и сформировать вокруг себя своего рода философский круг. Объективизм рождается .
Одним из первых последователей Рэнда являются молодые ученики Натан Блюменталь (позже переименованный в Натаниэля Брэндона ) и его жена Барбара. Группа проводит много выходных в философских дискуссиях, создавая раннее ядро объективистского движения. Натаниэль и Барбара - первые преданные, которым позволено читать и обсуждать с Рандом главу ее колоссальной работы , Атлант пожал плечами .
В 1954 году крепкая дружба между Брэндоном и Рэндом переросла в сексуальные отношения . Неудивительно, что, как всегда, Айн уведомляет Фрэнка и Барбару о ситуации и, как бы абсурдно он ни звучал, с помощью объективистских аргументов, он убеждает их в том, что происходящее полностью соответствует порядку вещей и является проявлением высшей морали . Два интеллекта уровня, которые сливаются физически и эмоционально - если это неправильно, что это?
Три года спустя, в 1957 году, он наконец вышел "Атлас пожал плечами" - Опус Магнуса Рэнда, произведение ее жизни, которое буквально сушит ее творческую энергию и остается ее последним произведением искусства. Здесь ее герои предприниматели, изобретатели и художники, которые выступают против попыток правительства установить абсолютный контроль над своим трудом, объявив забастовку в мире, являются абсолютистами.
Они отступили к своей собственной Атлантиде, без них система рушится и происходит анархия.
«Кто такой Джон Галт?» - все спрашивают. Джон Галт - самый культовый герой автора, ее идеал человека. Его знаменитая речь занимает месяцы, если не годы, трудные письма и является синтезом всего, во что должен поверить объективист. Можно сказать, что эти шестьдесят страниц являются коронным украшением всей работы Айн Рэнд .
Сам Рэнд описывает предмет романа как «роль ума в человеческом существовании» и представляет миру его уже законченную философию, провозглашающую «мораль рационального эгоизма ». Объективизм - лоно свободного капитализма, способного на все человеческие рассуждения, отныне будет определять ход ее жизни. Будет создан институт и журнал, посвященный этому философскому движению, будут написаны книги и лекции, собраны последователи и враги. ... Короче, новая сила рождается.
В разгаре его славы, Айн Рэнд парадоксально внизу. Критики ломают ее и ее произведения , исчерпывают письменность "Атлас пожал плечами" она не уходит, и невозможные сильные образы, которые она создает, как будто преследуя ее - ее стремление быть олицетворением ее собственных персонажей, делает ее монстром . Рэнд осуждает любого, кто выступает против нее даже по самым незначительным вопросам, отталкивает многих ее последователей, недолгую давнюю дружбу и сотрудничество и, даже не осознавая этого, превращается в то, что она ненавидит - в диктатора.
Печальная правда в том, что объективизм усиливает идею индивидуальности, но его создатель не терпит абсолютно любого, кто осмелится проявить его в ее присутствии. Ее мечта о философском круге совершенных личностей, таких как Говард Рурк, Доминик Франкон и Дагни Тагарт, - это просто мечта, которая в значительной степени разрушает ее и ее отношения с людьми.
Ее отношения с Натаниэлем - не только ее любовником, но и ее самой большой эмоциональной и интеллектуальной поддержкой - заканчиваются настоящей тюрьмой, уродливой и окончательной. Фрэнк, который остается с ней все время, умирает. Ее постоянное курение вызывает у нее рак легких , болезнь портит ее гордый вес.
Ничто, однако, не может разрушить ее интеллектуальный гений.
Айн Рэнд умерла от сердечной недостаточности 6 марта 1982 года, оставив после себя огромное наследие и, к сожалению, множество незавершенных творческих проектов . Она проводит свои последние минуты в своей квартире в Нью-Йорке, глядя на своего самого любимого небоскреба, апофеоз человеческих способностей, который она говорит живым: «У меня такое ощущение, что если война угрожает всему этому, меня бросят в небо город, чтобы защитить эти здания с моим телом. "
Это вопрос к Айн Рэнд, я предвзятый. Я далек от того, чтобы сказать, что я полностью понимаю или поддерживаю ее философские взгляды. Ее романы, однако, убедили меня в том, что эта женщина гений , и о ее жизни можно сказать так много, что просто невозможно уместить все, что я хочу, в статью. Вот почему я отсылаю вас к ее подробной биографии «Энн Рэнд и мир, которую он создал» (изд. «Эра» ) Анны Хеллер.
Моим личным фаворитом является признание Натаниэля Брэндона - «Мои годы с Айн Рэнд» ( Восток-Запад ). У меня было несколько слов, чтобы прочитать, зная, какова их общая история, но оказалось, что книга была невероятной. Натаниэль Брэндон - умный и честный свидетель, который произвел на меня впечатление рассказчика. Он строит образ Рэнда во всем его великолепии, разрушает много интересных истин об этой женщине, об объективистах, о конкретном периоде ... Все это - заслуживающее доверия, эмоциональное, но также и с большим уважением к личности Рэнда. Роман далек от того, чтобы сосредоточиться на нем, а также на жизни и деятельности Натаниэля, который работает психотерапевтом и создал свою собственную психологию самооценки . Это стоит прочитать, и если вы фанат Рэнда, это просто необходимо.
Обязательно прочитайте отзывы о "Мы живы" и «Весна» в «Я читаю», а также "Атлас пожал плечами" , «Для новых интеллектуалов» и "Anthem" в блоге "Книгонланд".
Также посмотрите видео из интервью Майка Уоллеса с Эйн Рэнд 1959 года:
Он мог сделать?Что бы вы ему сказали?
Что с ней происходит в Земле Обетованной?
Два интеллекта уровня, которые сливаются физически и эмоционально - если это неправильно, что это?
«Кто такой Джон Галт?