18 ноября несколько ракет, выпущенных из пусковой установки "Град", врезались в жилой дом в восточном украинском городе Тошковка. Это был еще один обстрел в том, что стало почти ежедневным событием - поскольку обе стороны в гражданской войне в Украине поворачиваются к более тяжелому оружию, чтобы переместить битву в свою пользу.
Но ни один солдат не пострадал в этом обстреле. Вместо этого трое мирных жителей погибли, а четверо других, включая двоих детей, были ранены. Это было более чем в четырех милях от линии фронта, которая сформировалась после того, как пророссийские боевики отбросили украинские войска назад во время тяжелого августовского контрнаступления.
Сепаратисты теперь контролируют 200-мильный участок территории от Черного моря до российской границы. Сюда входят города Луганск и Донецк, два из трех крупнейших городов восточной Украины. Тем не менее, это опасная ситуация для боевиков, стремящихся создать государство в государстве.
Украинские войска держат важный перекресток в центре территории боевиков. Они также контролируют донецкий аэропорт, необходимый объект для выживания сепаратистского анклава вне контроля Киева. Несколько соглашений о прекращении огня еще не прекратили боевые действия.
Однако война выглядит совсем иначе, чем несколько месяцев назад. Он располагается вдоль единой линии фронта, с меньшим количеством достижений и отступлений, которые ознаменовали борьбу этим летом.
Для украинцев больше и лучшее оружие не было решающим. После распада Советского Союза в 1991 году Киев унаследовал вооруженные силы, которые были слишком большими и сложными для бедной страны без каких-либо явных угроз. К тому времени, когда украинские лидеры начали реформирование военной структуры, наступил экономический крах 2008 года. Глобальный кризис едва не обанкротил армию, говорится в новом сборнике очерков « Вооруженные братья: военные аспекты кризиса в Украине».
Теперь вопрос заключается в том, достаточно ли у вооруженных в меньшинстве, но хорошо вооруженных сепаратистов оружия, чтобы отбросить украинскую армию дальше - без поддержки полномасштабного российского вторжения. Если ответ отрицательный, результат может быть патовым.
Но украинские политики также должны быть обеспокоены тем, что поддерживаемые Россией сепаратисты могут получить еще более тяжелое оружие - особенно танки и артиллерию - что может помочь им начать еще одно наступление.
УКРАИНА НЕ ПОДГОТОВЛЕНА
Украинская армия гораздо крупнее и более способна, чем сепаратистские бригады. В Киеве насчитывается более 41 000 боевых подразделений, и еще несколько тысяч в добровольческих формированиях. Общее количество пророссийских боевиков неясно, но оценки колеблются от 10 000 до 20 000 боевиков.
Но украинская армия имеет серьезные структурные недостатки, которые объясняют, почему ей не удалось подавить сепаратистов.
В течение большей части постсоветского периода украинская армия была скорее свалкой, чем реальной армией. Тысячи танков и бронетехники, а также сотни самолетов сидели с ржавчиной. Военные были частично профинансированы через специальный государственный фонд, который получал доходы от продажи оружия и принадлежащих военным объектам. «Украинские вооруженные силы», - писал военный аналитик Вячеслав Целюйко в « Братьях по оружию», - находились в состоянии приостановки, не имея очевидных причин для своего существования ».
К 2000 году неоплачиваемые и плохо обученные призывники составляли 90 процентов общей численности армии. Немногие из его самолетов были способны летать. Большая часть военных базировалась на западе Украины недалеко от границ Организации Североатлантического договора - Киев хотел вступить в альянс, а не воевать.
Все это должно было измениться в 2008 году. Пратовское правительство в Киеве в 2007 году приступило к реализации амбициозной программы военной модернизации, отчасти разработанной в ответ на войну между Россией и Грузией. Оборонный бюджет Киева должен был увеличиться на треть, а специальный фонд покрывал бы большую долю от общего объема.
Если бы этот план был осуществлен, военные стали бы более профессиональными, приобрели бы современное оборудование и переместили бы свои базы на восток - в качестве сдерживающего фактора против российского вторжения - вместо того, чтобы смотреть на запад, чтобы противостоять НАТО.
Но это был худший из возможных сроков. Мировой финансовый кризис 2008 года охватил Украину, разрушив все планы. Армия должна была бороться только за оплату коммунальных услуг. Вместо того, чтобы увеличиваться на треть, оборонный бюджет уменьшился на столько. Солдаты прибегали к еде полевых пайков, потому что закончились деньги, чтобы платить подрядчикам, которые работали на армейских кухнях. Учебные упражнения упали до минимума.
Армия частично оправилась от этого удара до начала боевых действий с сепаратистами. Черновика больше не было. Но военные по-прежнему были слишком многочисленны, и многие из них занимали избыточные вспомогательные должности. Его солдаты, моряки и пилоты также видели, как их навыки ухудшались во время рецессии.
Роберт Бекхузен
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОРУЖИЯ
В начале конфликта большинство оружия, которое носили пророссийские повстанцы, были захвачены оборудованием или оружием, купленным на гражданском рынке, согласно Недавний доклад ARES, консультант фирмы, которая отслеживает оружие, используемое в вооруженных конфликтах.
Обе стороны в настоящее время в основном используют одно и то же советское стрелковое оружие. К ним относятся старинные винтовки Калашникова и легкие пулеметы РПК. Несколько бойцов-сепаратистов даже несут винтовки Мосина-Наганта с болтовыми действиями времен Второй мировой войны. Они производят свои собственные автоматы.
Благодаря такому большому количеству устаревшего оружия, существует высокая степень настройки. Гражданские компоненты - купленные в оружейных магазинах или через Интернет - популярны среди солдат с обеих сторон. Дополнения включают настраиваемые рамки, глушители и косметические функции и «отражают мировую тенденцию моды, движимую индустрией огнестрельного оружия на Западе», отметил ARES.
Многие части востребованы несмотря на незнакомство солдат с ними. Один украинский солдат нес винтовку с дорогим прицелом шведского производства, установленным наверху, что делало оружие практически бесполезным. Но, как объяснил отчет ARES, это выглядело со стороны. Еще один украинский солдат, воюющий на востоке, имел прицел «Зомби Стоппер» за 589 долларов - «гарантированно помочь вам убить зомби Deader », В соответствии с требованиями производителя. Сравните это множество ржавых, старых и изготовленных по индивидуальному заказу орудий на востоке Украины с военным снаряжением регулярных российских войск.
Когда российские солдаты вертолетом в Крыму в феврале, они носили новую камуфляжную форму и носили современные черные полимерные винтовки АК-74М. Эти пистолеты практически эксклюзивны для России. (Азербайджан и Кипр также используют их.) Эти вооруженные людьми в зеленой одежде были немедленно помечены как российские войска.
Найти доказательства поставок российских вооружений на востоке Украины не так просто, как в Крыму. Однако по мере продвижения украинской армии к городам, контролируемым сепаратистами, повстанцы начали использовать сложное оружие, используемое только российскими вооруженными силами и несколькими другими избранными странами. Но не Украина.
Это оружие включает снайперские винтовки VSS и пулеметы ПКП, которых нет в украинской армии. Сепаратисты также несли безоткатные винтовки АСВК, предназначенные для стрельбы тяжелыми пулями по танкам и зданиям. Российская армия начала использовать их в 2012 году. Это единственная армия, которая использовала это оружие, за исключением явных сепаратистов.
Мятежники также имеют десятки танков. Точно неизвестно сколько. Но большая часть, похоже, захвачена Т-64 с несколькими десятками танков Т-72Б3, которые Россия производила, но никогда не экспортировала - до сих пор. Эти резервуары датируются 2013 годом и оснащены современными тепловыми прицелами и компьютерами управления огнем. У украинцев есть несколько сотен старых Т-72 на хранении, но они вряд ли исправны.
Однако, по данным ARES, Украина была более тяжелым пользователем танка в конфликте. Проблема в том, что украинское преимущество в броне - в основном танки Т-64 - ничтожно мало, учитывая количество легкого противотанкового оружия, которым обладают боевики.
В дополнение к захваченным противотанковым ракетам сепаратисты теперь имеют современные ракеты 9K135 Kornet. Эти ракеты российского производства относятся к числу самых смертоносных противотанковых средств в мире. Они периодически повторяются в ближневосточных конфликтах. Украина, однако, не обладает ими.
Сепаратисты также имеют большое количество противотанковых ракет с заплечиками. Они более продвинуты, чем ракеты советского производства, которые обычно можно увидеть на Ближнем Востоке. В арсенал сепаратистов входит РПГ-18 - еще одно оружие, которым украинские силы не обладают. У них также есть термобарические пусковые установки RPO-A и MRO-A, которые также отсутствуют на украинских складах. Они приводят в действие топливно-воздушную взрывную боеголовку, предназначенную для разрушения зданий, бункеров и легкобронированных транспортных средств.
ФОТО (вверху): украинские войска на месте минометного обстрела сепаратистов под Славянском, Украина, 11 мая 2014 года. Фото Министерства обороны Украины
ФОТО (вставка 1): украинская артиллерия ведет огонь по сепаратистским позициям в 2014 году. Александр Клименко / Министерство обороны Украины фото
ФОТО (вставка 2): Сепаратистская афиша в Донецке 22 августа 2014 года. Андрей Бутко / Викимедиа
ФОТО (вставка 3): бронетранспортер-амфибия около Счасья, Украина, 9 июня 2014 года. Этот автомобиль был захвачен украинскими войсками. Кыпчак / Викимедиа фото
ФОТО (вставка 4): украинский боевой корабль Ми-24 взлетает во время войны на Донбассе в неизвестную дату в 2014 году. Александр Клименко / Министерство обороны Украины фото
Слайд-шоу (6 изображений)
ФОТО (вставка 5): украинские войска батальона Донбасс под Донецком 9 августа 2014 года. Солдат в центре несет снайперскую винтовку Драгунова. Lionkinh / Викимедиа фото
ФОТО (вставка 6): войска батальона Донбасс спешиваются с бронетехники БТР 9 августа 2014 года. Фото Лионкин / Викимедиа