Гипермаркет знаний >> украинская литература >> Украинская литература 9 класс >> Украинская литература: «Пчела и Шершень», «Собака и волк», «Всякому городу - обычай и права», «Dе lиbertate», «Вступительные двери к христианской добронравности», афоризмы. ТЛ: афоризм.
Сковорода-баснописец
творческое наследие Г. Сковороды - это сборник стихов «Сад божественных песен» (С произведений), сборник «Басни харьковские» (С басен) и философские трактаты (Трактат - научный труд, в которой подробно рассмотрены то конкретный вопрос или проблему. Сборкой прозаических басен Г. Сковорода, по сути, начал в украинской литературе этот литературный жанр.
байка - небольшой (стихотворное или прозаическое) аллегорическое повествование, имеет поучительный смысл. Этот литературный жанр относится к лирико-эпоса. Басни Г. Сковороды имеют свои особенности: некоторые из них по содержанию подобные античным, но большинство имеют оригинальные сюжеты из жизни. Басни Г. Сковороды сжатые и лаконичные, они состоят из двух частей: в первой - коротко рассказывается о какой-то случай, а во второй - подано мораль, которую автор называет «силой». Иногда вторая часть басен - «сила» - в несколько раз объемнее за основную и воспринимается как философский трактат. Главное в баснях Сковороды - глубокий смысл, об этом он сказал так: «Басня тогда ничтожна и бабьим, когда в простом и странном мундире своем не скрывает зерна истины».
Одна из самых известных басен Г. Сковороды «Пчела и Шершень» в форме диалога между Пчелой и шершней раскрывает извечную тему противоречия между трудовым образом жизни и паразитическим существованием. Образы Пчелы и Шершня аллегорические: Пчела - «герб мудрого человека, что в врожденном теле трудится», а Шершень - «образ людей, живущих кражей чужого и родились на то только, чтобы есть и пить». Пчела видит свое счастье только в «работы», то есть труда по призванию: «Нам несравненно больше радость собирать мед, чем потреблять. До этого мы рождены ». Шершень этого понять не может и высокомерно наделяет Пчелу следующими характеристиками: «ты такая дура», «много у вас голов, и бессмысленные». Идея басни: работа должна стать для человека естественной потребностью и «сладкой пищей», только тогда она «п отрибне делает нетрудным, а трудное - ненужным». В силе басни автор усматривает счастье человека в «врожденном деле», которое является действительно «сладким пиром».
Басня «Собака и волк» раскрывает моральные принципы дружбы: незлобливость, великодушие и милосердие. Только настоящая дружба делает людей счастливыми (пси Левкон и Фиридан), а хитрость и лицемерие обрекают человека на одиночество (Волк). Зеркалом души человека Г. Сковорода считает глаза: «Больше всего нам не нравится зеркало души твоей - хитрый взгляд твой, искоса на барашка смотрит, который вон ходит неподалеку». Эта байка, как и предыдущая, построена на диалоге, который делает сюжет динамичным и интересным, в репликах раскрываются черты характера героев.
Басни Г. Сковороды имеют следующие особенности:
• прозаическая форма;
• имена аллегорических образов зверей и птиц часто не украинские, а заимствованные из античной литературы или Библии (Титир, Левкон, Фиридан)
• мораль автор называет «силой», подчеркивая этим словом суть и назидательность басни;
• часто «сила» большая по объему, чем основная часть басни (фабула), и напоминает отрывок из философского трактата.
Басню Г. Сковорода называл «прежде мудрой игрушкой, которая скрывает в себе внутреннюю силу».
Сковорода-поэт
К поэтического наследия Г. Сковороды принадлежит сборник «Сад божественных песен», в которую вошло тридцать стихотворений, которые автор называет песнями. Некоторые произведения из этого сборника стали народными песнями, в частности «Всякому городу - обычай и права», «Эй, поля, поля зеленые», «Ой птичий жовтобока» и «Стоит явор над водой». Популярность сборника «Сад божественных песен» обусловлена тем, что смысл его произведений был понятным и близким простому человеку того времени: лирический герой находится в поисках правды и добра; он, как и Сковорода, любит народ и призывает человека жить в единстве с природой ; печаль, тревога, рассуждения всегда трогали чувствительную душу человека из народа:
Ой птичий жовтобока,
не клади гнезда высоко.
А клади только на лужайке,
На зеленом газоне ...
Стоит явор над водой
и кивает головой,
буйные ветры дует,
руки Явору ломают.
Внимательный читатель, наверное, сразу чувствует в приведенных строках влияние фольклора: обращение с возгласом «ой» ( «ой птичий жовтобока»); уменьшительно-ласкательные формы ( «на лужайке, на лужайке»); изображение переживаний лирического героя через очеловечивания природы и др.
Одним из самых популярных поэтических произведений Г. Сковороды стихотворение «Всякому городу - обычай и права», в котором автор осуждает вымогателей и бюрократов, развратников и пьяниц, бездельников и подхалимов. Лирический герой стихотворения думает не об имениях и чины, а о том, чтобы иметь чистую совесть, жить мудро и умереть с ясным умом. Победить смерть способна только человек с чистой совестью и помыслами, перед смертью все равны - и мужик, и царь:
Знаю, что смерть - как коса хлестким,
Даже царя НЕ обойдет она.
Неважно смерти, мужик то царь, -
Все пожрет, как солому пожар.
Кто-то пренебрегает страшную ее сталь?
Тот, у кого совесть, как чистый хрусталь.
Каждая шестирядный строфа построена на антитезе: в первых четырех строках автор указывает на общественные пороки, а последние два противопоставляет им (недостаткам общественной жизни) идеал чистой совести. Последняя строка каждой строфы, кроме заключительной, является рефреном, в котором сконденсированный беспокойство художника: «Только одно беспокоит мой ум».
Проблемы, затронутые в произведении, были насущными в то время, а следовательно, и близкими простонародья, поэтому стихотворение «Всякому городу - обычай и права» приобрел большую популярность, став народной песней : Известно более 50 ее вариантов. Кстати, И. Котляревский использовал один из вариантов этой песни как арию (Ария - вокальное произведение для одного голоса, входит как составная часть в оперу) приставу в пьесе «Наталка Полтавка», через несколько уроков вы будете читать это произведение, поэтому обратите на него внимание.
К наиболее известным произведениям Г. Сковороды принадлежит стихотворение «Dе Lиbertate» ( «О свободе»), который является образцом высокой патриотической лирики. Для лирического героя свобода - самое большое богатство. Поэт занимался судьбой крестьян, при крепостном праве были отданы помещикам в пожизненное рабство, поэтому проблема свободы в закрепощенным Украины была по-особенному актуальна. Лирический герой, размышляя над вопросом, что такое свобода, отрицает сравнения этого человеческого блага с золотом. «Сравнив все золото, против свободы оно лишь - болото». В последних двух строках он вспоминает и прославляет Б. Хмельницкого как символ вольности - во второй половине XVII в. еще живыми были в народной памяти бои за освобождение из-под национального и социального угнетения. Григорий Сковорода, пожалуй, написал это стихотворение на одном дыхании - красивым, размашистым почерком без исправлений, в этом можно убедиться, рассмотрев автограф «Dе Lиbertate».
Григорий Сковорода презирал императрицы Екатерины II, потому что, наверное, знал, что она, стремясь славы просвещенного монарха, переписывалась с Вольтером, помогала Руссо, а над своим подчиненным народом оказывала расправы, об этом свидетельствует ее указ от 3 августа 1775 о разрушении Запорожской Сечи.
Сковорода-философ
«Вступительные двери к христианской добронравности»
К наиболее известным философских трудов Г. Сковороды относятся: «Разговор, называемый Алфавит, Букварь мира», «Кольцо», «Благодарен Эродий», «Бедный Жаворонок» и «Вступительные двери к христианской добронравности».
Философия - наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. По Г. Сковороде, «философия, или любовь к мудрости, направляет весь круг дел своих к той цели, чтобы дать жизнь духу нашему, благородство сердцу, светлость мыслям, яко голове всего. Когда дух человека веселый, мысли спокойны, сердце мирное, - и все светлое, счастливое, блаженное. Это и есть философия ».
В 1766 г.. Г. Сковорода написал курс лекций по христианской этике «Вступительные двери к христианской добронравности». Исследователь его творчества отмечает, что эти двери вели не в мрачный мир церковных догм и обрядов, а звали молодежь в сферу обновленных истин, критического ума и светлого духа. В своем «десятисловия» Г. Сковорода не находит места даже для главной христианской молитвы «Отче наш». Легко догадаться, что ожидало еретика (Еретик - человек, который отступает от общепринятых взглядов, правил, положений) Сковороду с таким толкованием христианской морали. Епископ Самуил Миславский, процензурувавшы лекции Сковороды, «возмутился на него с гонениям», после чего философ и поэт вынужден был покинуть коллегиум, на этот раз навсегда.
Философ Сковорода по-своему объясняет ключевое значение понятия Бога и Божьей премудрости, показывает, в чем заключается счастье человека, истинная вера, различие между благочестием и церковными церемониями, страстями и грехами, любовью и душевность, которую сравнивают с прекрасным садом, что « полный тихих ветров, сладко-ароматных цветов и утешения, в котором процветает древо жизни ».
В курсе лекций по христианской этике Г. Сковорода изложил основные философские положения: философия сердца и любви; учение о двойственности бытия; философия счастья через самопознание.
1. Философия сердца и любви. Познать себя и Бога человек может только через сердце: «Царство Божие внутри нас. Счастье в сердце, сердце в любви, а любовь - в законе вечного ». Философ советует человеку побеждать пагубные страсти, обуздывать инстинкты, именно тогда она будет счастливой, а познания человеческого сердца и наполнения его человечностью - это и есть путь к всеобщему счастью.
2. Двойственность бытия. По Г. Сковороде, бытия - двойственное, оно сочетает содержание (дух, Бог) и форму (материю), «весь мир состоит из двух натур: одна видимая, другая - невидимая. Эта невидимая натура, или Бог, всю тварь сквозит и удерживает; везде всегда был, есть и будет. Например, тело человеческое видно, но презрительного и содержащего его ума не видно ».
3. Философия счастья через самопознание. Вообще, Г. Сковорода считал, что мир состоит из трех миров: Вселенной (макрокосмоса), человека (микрокосмоса) и Библии (Мира символов). Именно через символы Библия «невидимое делает видимым». Григорий Сковорода считал человека самым высоким и самым прекрасным Божьим творением, она познать себя, что и будет для нее счастье: «Многочисленные телесные необходимости ожидают тебя, и не там счастье, а для сердца твоего единое есть на потребу, и именно там Бог и счастье - недалеко оно. Около оно. В сердце и в душе твоей ».
В трактате «Вступительные двери к христианской добронравности» Г. Сковорода не советует искать счастья «в Америке, или на Канарских островах, или в азиатском Иерусалиме, или в царских дворцах», для этого не надо ездить за моря, ведь счастье "всегда и везде с тобой ».
Философ оставил нам много афоризмов, которыми нужно руководствоваться каждому человеку, независимо от веры, возраста, пола или национальности. Эти короткие меткие оригинальные высказывания содержат глубокую и обобщенное мнение. Прочитайте их и прокомментируйте.
Не все то яд, неприятное на вкус.
Бери вершину и будешь иметь середину.
Из всех потерь потеря времени тяжелая.
Сколько зла таится внутри по хорошей подобию.
Определяй вкус не по скорлупе, а по ядру.
Тогда только познается ценность времени, когда он утрачен.
Как глупо выпрашивать то, чего можешь сам достичь.
Сладкое познает позднее тот, кто может проглотить неприятное.
Не за лицо судите, а за сердце.
Ни о чем не беспокоиться - значит, не жить, а быть мертвым.
Не разум от книг, а книги от ума создались.
Может ли человек, слепой у себя дома, стать зрячим на базаре?
Демон против демона не говорит, волк волчьего мяса не ест.
Человек - кузнец своего счастья.
Не все то неверное, что тебе непонятно.
В книги, лучшие советчики, верные друзья!
Не суди лица - суды слово.
Портрет Г. Сковороды украшает украинскую денежную банкноту высшего достоинства - 500 гривен.
Значение творчества Григория Сковороды
Григорий Сковорода первым в украинской литературе начал сближать фольклор и художественное литература, именно из-за высказывания народной мудрости - пословицы и поговорки - он трактовал проблемы тогдашнего общества.
Сковорода первым из украинских художников и ученых получил всемирную славу. Он стал первым поэтом-лиры-ком и баснописцем в нашей литературе, именно его научно-педагогическая деятельность способствовала открытию Харьковского университета (первого в Украине!). Григория Сковороду считают одним из самых выдающихся людей Украины.
Село Золочевского района на Харьковщине, переименован в Сковородиновку, здесь открыт мемориальный музей писателя. Недалеко от него и могила, на которой высечена известное выражение Г. Сковороды «Мир ловил меня, но не поймал». Советуем каждому украинском посетить это живописное место: погулять по тенистым аллеям большого парка, посидеть у знаменитого 700-летнего сковородиновского дуба и послушать тишину пруда, который еще помнит народного поэта, педагога и философа.
Авраменко О. М., Дмитренко Г. К., Украинская литература, 9 класс
Отправлено читателями интернет-сайта
Учебники и книги по всем предметам, домашняя работа, онлайн библиотеки книг , Планы конспектов уроков по украинской литературе, рефераты и конспекты уроков по украинской литературе 9 класса
содержание урока конспект урока и опорный каркас
презентация урока акселеративного методы и интерактивные технологии закрытые упражнения (только для использования учителями) оценивания Практика задачи и упражнения, самопроверка практикумы, лабораторные, кейсы уровень сложности задач: обычный, высокий, олимпийский домашнее задание Иллюстрации иллюстрации: видеоклипы, аудио, фотографии, графики, таблицы, комиксы, мультимедиа рефераты фишки для любознательных шпаргалки юмор, притчи, приколы, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения внешнее независимое тестирование (ВНТ) учебники основные и вспомогательные тематические праздники, девизы статьи национальные особенности словарь терминов другое Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждение
Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам .
Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь - Образовательный форум .
Кто-то пренебрегает страшную ее сталь?Может ли человек, слепой у себя дома, стать зрячим на базаре?