вход на сайт

Имя пользователя :
Пароль :

Восстановление пароля Регистрация

Что бы написал Т.Шевченко о сегодняшней Украине? - о социальной справедливости в литературе Кобзаря рассуждает богослов

  1. Место социальной этики в литературном наследии Шевченко
  2. Шевченко призывает своего читателя посмотреть на мир с точки зрения Правды Божьей, социальной справедливости...
  3. Шевченко вдохновляет человека на поиск путей выхода из кризисных ситуаций, сложившихся
  4. Творчество Шевченко стоит вне всякой идеологической конъюнктурой
  5. Социальная проблематика в литературном наследии Шевченко занимает значительное место
  6. Темы национального самосознания, свободы, протеста свободолюбивого украинского народа, религиозной...
  7. Секулярный мессианизм, социальное мифотворчество, поиск других миров является плодом вечной, хронической...
  8. Можно резюмировать, ссылаясь на творчество Шевченко, что без братской любви, без единения народа не...
  9. Риторика ура-патриотизма, ненависти и ксенофобии охватила социум, о чем с сожалением и укором говорил...
  10. Краеугольным камнем социальной парадигмы Шевченко было четкое понимание святой правды, кадила истины...
  11. Подводя итог, отметим.

Всю свою жизнь Кобзарь находился в духовном поиске.

Он искал осуществления высшей правды,

Божьей Правды.

Поиск этот был непростым, наполненным

сомнений, бунтарства и свободомыслия.

Блаженнейший Митрополит Владимир

Духовный путь Тараса Шевченко является классическим примером нелегкого пути православного христианина, ищет в условиях социальной несправедливости Правду Божию и волю к существованию, образцом поиска духовного пути всестороннего познания человеческого бытия и стремления народа к самобытности.

С одной стороны, жизнь Шевченко определено его страстным, бескомпромиссным, противоречивым характером, полным «незыблемой хохлацкая упрямства» [1] . С другой стороны, жизненный путь поэта стал школой учителя морали, учителя жизни и национального самосознания [2] .

И это не случайно, ибо только через преодоление человеческого страдания, противоречий жизни, насмотревшись на «мрачную декорацию и бездушных, грубых лицедеев» [3] и его «мерзких уславлювачив» [4] , Как писал Шевченко, - можно приблизиться к Истине.

Место социальной этики в литературном наследии Шевченко

Литературное наследие Шевченко в современной науке достаточно основательно изучается светскими исследователями. Вопрос же религиозной этики, социальной мысли, поднятые мыслителем, все еще требуют серьезного богословского исследования и определенного церковного осмысления. Вопрос о месте социальной этики в литературном наследии Шевченко стоит сегодня достаточно остро не только в философии, но и в политической теологии. Этим обеспокоены не только профессиональные филологи, литературоведы, педагоги, но и вообще все, кто интересуется наследием украинского гения [5] .

Вопрос познания жизни, временного и вечного, земного и небесного, место человека во Вселенной, родной Отчизны - Украина в мировой истории исполнили все созданное Шевченко в литературе жгучей жаждой ответа. Творчество Кобзаря утверждает жизнь, она призывает на духовную борьбу и социальный сопротивление, преодолевает противоречия духовного и социального бытия человечества.

Шевченко, нарушая многочисленные проблемы социального устройства общества, указывает на величие Бога в мироздании, на место человека в мире, Родине в судьбе личности, формируя тем самым определенные принципы этического самосознания человеческой личности.

Шевченко призывает своего читателя посмотреть на мир с точки зрения Правды Божьей, социальной справедливости

Доктор философских наук, профессор Александр Замалеев отмечает, что российская «религиозная философия во всем объеме своего содержания представляет собой преимущественно богословское экзегезу, причем с уклоном в сторону риторического дискурса» [6] . С полной уверенностью эти размышления можно отнести к литературному наследию Тараса Шевченко.

Не только творчество, но и сама жизнь Великого Кобзаря является сложным путем духовного, религиозного, художественного, философского и общественно-политического развития украинского этической и социальной мысли. Шевченко призывает своего читателя посмотреть на мир с точки зрения Правды Божьей, социальной справедливости, он нарушает перед человеком проблему, осмысливает ее с разных позиций, приглашая читателя к общему размышления и социального действия, потому что, служа народу, он служит Богу.

Шевченко вдохновляет человека на поиск путей выхода из кризисных ситуаций, сложившихся

Его всегда волнует постановление и решение проблемы, он вступает в диалог с читателем как партнер, как коллега и христианин.

В литературном наследии Шевченко нашли отражение мысли и надежды писателя-патриота, которые представляют особую позицию автора в спорах о судьбе Украины, свободу человека, социальную несправедливость, борьбу народа за лучшую жизнь. Эти литературные достижения и размышления могут послужить базисом социальной мысли Кобзаря, который жизнью и творчеством олицетворял душу украинского народа.

Искреннее стремление Шевченко к глобальным духовных и социальных трансформаций представляло собой его реакцию на насилие над «презренными и оскорбленными» - народами великой империи, на казенщину, армийщину, тотальный бюрократизм российского государства. Шевченко как революционер, бунтарь и анархист - это упрощенное советское, атеистическое восприятие его творчества. Религиозный мыслитель, реформатор, идейный вдохновитель социальной трансформации российского и украинского общества - вот философские характеристики гения украинского народа.

Творчество Шевченко направлена ​​на укрепление духа, мужества, на духовную и революционную борьбу, сопротивление, утверждение духовной силы [7] , Что противостоит тотальном страхе, рабству, нравственной и социальной деградации [8] . В поэзии Шевченко, отмечает Блаженнейший Митрополит Владимир, мы видим типичную драму в борьбе религиозной веры и отчаяния, веры и сомнения [9] .

В прошлом лидер диссидентского движения, политзаключенный, а ныне известный украинский церковный и общественный деятель, профессор Мирослав Маринович отмечает, что Шевченко, так же, как и Гоголь, хотел совершить революцию в душах людей [10] . Поэзия Кобзаря, по словам мыслителя, это «камертон украинской души» [11] .

Творчество Шевченко стоит вне всякой идеологической конъюнктурой

Блаженнейший Митрополит Владимир всегда говорил о том, что «творчество Шевченко - это чарующая простота и неприхотливость, как сама душа украинского народа - душа глубокого христианского мировосприятия, которым и живет Украина» [12] .

Творчество Шевченко стоит вне всякой идеологической конъюнктурой [13] , Несмотря на то, что во все времена его хотели сделать идолом различных политических сил, партий, движений, идеологий и даже государств.

Скорбную, многотрудную жизненную ходу Шевченко к Истине нельзя назвать счастливой. Тюремное заключение, социальная изоляция, непонимание со стороны общества не только не сломали поэта, но, наоборот, закалили его сердце, волю, укрепили дух, сделали его сильнее. Сколько в его жизни было ненависти, несправедливости, лжи, подавление не только слова, но и самого человеческого бытия во многих многогранных его проявлениях! Но великий сын Украины никогда не впадал в отчаяние, и как христианин не позволял злобным настроениям, которые царствовали в обществе, уничтожить трезвость ума, рассудительность и христианскую великодушие.

В своих дневниковых записях он писал: «Странно еще вот что. Все несповидиме горе, все роды унижения и надругательства прошли, как будто не касаясь меня. Малейшего следа не оставили по себе. Опыт, говорят, является лучшим нашим учителем. Но горький опыт прошел мимо меня невидимкой. Мне кажется, что я точно тот же, что был и десять лет назад. Ни одна черта в моем внутреннем образе не изменилась. Хорошо это? Хорошо. По крайней мере, мне так кажется. И я от глубины души благодарю моего Всемогущего Творца, Он не допустил ужасном опыта коснуться своими железными когтями моих убеждений, моих детских светлых верований » [14] .

Современному христианину, несмотря на тотальный цинизм современного общества, его неверие, голый прагматизм, важно сохранить чувство детских светлых верований христианства, искренне принимая слова Евангельского Откровения: «Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мф. 18: 3).

Социальная проблематика в литературном наследии Шевченко занимает значительное место

Нельзя не согласиться с размышлениями украинского ученого, академика, профессора Галины Михайловны Сагач, которая говорит о том, что Тарас Григорьевич Шевченко полностью, целостно выполнил свою христианскую миссию в Божьих дарах - в поэзии, изобразительном искусстве, просвещении. Шевченко не сломался под ударами судьбы, потому что всегда был с Богом и народом [15] .

Центром своих религиозных, философских и духовных поисков Т. Г. Шевченко выбрал социальные размышления о родной земле, отношения между людьми, народами и целыми поколениями, осмысливая их будущее. Социальная проблематика в литературном наследии Шевченко занимает значительное место: можно говорить о социальных измерения творчества Великого Кобзаря, потому что украинская история воспринимает Шевченко как социального и христианского мыслителя.

Темы национального самосознания, свободы, протеста свободолюбивого украинского народа, религиозной веры, морали всегда находились в центре внимания великого поэта

Социальное измерение этики приобретает важное значение для модернизации и трансформации политической культуры постсоветских стран. Можно говорить об актуальности обращения к литературному наследию Шевченко. Поиск вектора выхода из кризиса настоящее предполагает творческое осмысление традиции прошлого. Большой умом и сердцем Шевченко пытался всесторонне глобально осмыслить «социальные болезни» своего времени. Темы национального самосознания, свободы, протеста свободолюбивого украинского народа, религиозной веры, морали всегда находились в центре внимания великого поэта.

Своеобразие социальной мысли Шевченко заключается в том, что она стимулирует социальную активность, пассионарность социума в борьбе за собственное будущее и национальную идентичность. Не плакать, не роптать, не сетовать, а бороться за свою судьбу - вот жизненное кредо последователей Тараса Шевченко [16] .

В этом особого внимания заслуживают его произведения: «Тризна», «Слепая», «Сон», «Еретик», «Слепой», «Резорт могила», «Гайдамаки» и др. Вопросы, которые поднимал в своем творчестве Великий Кобзарь, не потеряли своей актуальности и сегодня, когда современное общество, экономически трансформируясь, модернизируясь на уровне мировоззренческих основ устройства бытия, со скептицизмом и иронией относится к вопросу приоритета духовных ценностей над материальными измерениями.

Социальная этика, дела милосердия, сострадания сегодня приобретают особое значение. В условиях социальных противоречий, обнищание народа, господство богатых над бедными идея защиты слабых, обездоленных, идея милосердия и социальной сочувствия должен объединять современное общество в рамках единого проекта защиты социальной среды от хищнических нападений новой глобальной идеологии социал-дарвинизма - философии глобализма.

Отсутствие научно разработанных теоретических основ социально-политического и социально-экономического реформирования Украины привело, в конечном итоге, к тому, что, как и ранее, на смену одним социальным мифам - хорошего коммунизма, светлого будущего пролетариата - пришли другие, не менее опасные мифы - триумфа титульной нации, украинской крови и особого пути Украины на орбите Европейского Союза.

Секулярный мессианизм, социальное мифотворчество, поиск других миров является плодом вечной, хронической болезни части интеллигенции

В основе социального мифотворчества и социальных политических утопий лежит мечта, фантазия, стремление к желаемому и отсутствие реализма жизни и, самое главное, о чем всегда говорил Шевченко, отсутствие чувства милосердия, социальной справедливости, добра, совести, вне которого всякая политическая реформация, революция, борьба и модернизация никогда не смогут достойно преобразовать общество.

Социальная этика в понимании Шевченко - это философский взгляд на социальную реальность через призму национального самосознания, культуры, истории и духовно-нравственного осмысления общественно-политического бытия социума. Это взгляд на мир из вершин вечности и абсолютных ценностей бытия. Можно сказать, что Шевченко видел спасение народа, улучшение жизни нации только на пути к царству Божьей Правды, на пути нравственного совершенствования общества.

Можно резюмировать, ссылаясь на творчество Шевченко, что без братской любви, без единения народа не спасут общество ни политика ...

... нет изменение общественного и государственного строя, ни принятие новых законов, ни, тем более, внешний косметический ремонт прогнившей коррупционной сооружения бюрократии.

Не только кризис экономики, политики имеет место в настоящее время в нашем обществе, но и, более значительной степени, моральный кризис. Характеризуя современное состояние жизни украинского общества, можно сказать о процессах идеологизации массового сознания, глобальной политизации церковной и общественной жизни.

Риторика ура-патриотизма, ненависти и ксенофобии охватила социум, о чем с сожалением и укором говорил Т. Шевченко:

«Доборолась Украины

К самому краю.

Хуже ляхов свои дети

Ее распинают.

Вместо пива праведную

Кровь из ребер точат » [17] .

Нравственные вызовы времени, тотальное преклонение отдельных политических партий и политических лидеров перед ценностями Запада, некритическое восприятие идеологии либеральных ценностей - это актуально и сегодня, в условиях XXI века. Такая ситуация характерна не только для Украины, но и для других постсоветских государств. Многих политических сил современной Украины касаются размышления великого поэта:

«Несли, несли с чужого поля

И в Украине принесли

Больших слов большую силу,

И больше ничего. кричите,

Что Бог создал вас не для того,

Чтобы вы лжи поклонились » [18]

И как грозный приговор им звучат слова Шевченко:

«И хилитесь, как и клонились» [19] .

Можно говорить волшебные слова о модернизации экономики, демократизации политики, о ходу к ценностям Европы, но коррупция, чиновничий бюрократия, моральное разложение - все это остается присущим для всех народов и цивилизаций, а «дедами краденое добро» [20] Как говорит Кобзарь, тянут к себе политические элиты разных стран.

Наши народы являются свидетелями того, что граница между вечным и временным, истиной и ложью, справедливым и несправедливым, прекрасным и безобразным, между положительными и отрицательными ценностями неуклонно стирается, наступает царство умственной, нравственной, эстетической и социальной анархии, а нравственные понятия вытесняются тотальной коммерциализацией не только жизнь, но и самого человеческого сознания. Ко всему современного человечества обращены слова украинского пророка:

«Опомнитесь, недочеловеки,

Дети юродивые » [21]

Все глобальные кризисные явления в области экономики, культуры и политики значительно повышают роль христианской этики в общем цивилизационном измерении. Тенденции развития современной эпохи таковы, что без элементарных моральных норм общество само себя уничтожит. Стратегия стабилизации любой социальной и политической системы предполагает значительное расширение духовно-нравственной проблематике.

Философская и социальная мысль Православие акцентирует свое исследовательское внимание на вечно актуальных доминантах литературного наследия Шевченко.

Краеугольным камнем социальной парадигмы Шевченко было четкое понимание святой правды, кадила истины - Слова Живого Истинного Бога [22]

«Апостол большого Христова слова» [23] в поэме «Неофиты» привлекает внимание читателя к тому, чем должен жить христианский проповедник, христианин и человек, отдающий себя служению Богу. Христианское учение, исходя из мнений Шевченко, направляет человека к правде, истине, добру и братолюбия » [24] . Не до патриотического угара, национальной ненависти, исключительности, вражды, к которой призывают националисты всех мастей и расцветок, а к братолюбия. Великий пророк Украины отмечает:

«Добро найкращее на свете,

Так братолюбие » [25] .

Филологи, педагоги, философы, социологи, изучая литературное наследие Т. Г. Шевченко, всегда имеют осмысливать вопросы милосердия, братства, социальной справедливости, гармоничного взаимоотношения личности и общества, согласование индивидуальных, коллективных и общественных ценностей, анализировать историю народа, его культуру и традиции , а также формировать духовный вектор будущего развития личности и общества.

Подводя итог, отметим.

Во-первых, при всей образности, символичности и духовной направленности поэзии Шевченко, когда речь идет о жизни народа, уникальность родной земли, культуры и истории, в литературном наследии писателя преобладает трезвый социальный реализм, проявляется в неприятии всех противоречий и социальных проблем общества. Модель общественного развития для Шевченко может быть основанной только на моральных принципах и Правде Божией. В целом можно сказать, что для украинского гения «социальная правда» является основой христианской этики как таковой.

Во-вторых, этико-философский анализ основных идей творчества Шевченко показывает, что социальный и оптимистический заряд и пафос социальной справедливости, который содержится в его поэзии, является именно тем, что нужно современному украинскому обществу, которое испытывает большой дефицит оптимистичных прогнозов развития социума. Но не только социальный пафос присущ для взглядов Шевченко. В его литературных произведениях заложен мощный этический импульс преобразования общества, имеет конкретно-практическое значение для всего современного мира.

[1] Шевченко Т. Г. Дневник // Шевченко Т. Г. Художник: повести, автобиография, дневник / Т. Г. Шевченко; примечания и комментарии Л.В. Ушкалова; худож.-оформитель Ю. Ю. Романика. - М .: Фолио, 2012. - С. 562.

[2] Митрополит Илларион. Религиозность Тараса Шевченко.- Виннипег, 1964. - С. 47.

[3] Шевченко Т. Г. Дневник // Шевченко Т. Г. Художник: повести, автобиография, дневник / Т. Г. Шевченко; примечания и комментарии Л.В. Ушкалова; худож.-оформитель Ю. Ю. Романика. - М .: Фолио, 2012. - С. 553.

[4] Шевченко Т. Г. Дневник // Шевченко Т. Г. Художник: повести, автобиография, дневник / Т. Г. Шевченко; примечания и комментарии Л.В. Ушкалова; худож.-оформитель Ю. Ю. Романика. - М .: Фолио, 2012. - С. 563.

[5] Для размышлений над наследием Шевченко интересной может оказаться последняя книга известного украинского писателя Анатолия Крыма «Украинская каб (б) ала». В этом блестящем сатирическом романе автор пытается посмотреть на современный мир глазами великого Кобзаря. Несмотря на то, что книга - это выдумка, фантазия автора, он позволяет и философски задуматься над украинской историей и современностью.

[6] Замалеев А. Ф. Русская религиозная философия: XI - XX вв. - СПб .: Изд. дом С.-Петерб. ун-та, 2007. - С. 5.

[7] Подробнее см .: Степовик Дмитрий. Следуя Христа: Верующий в Бога Тарас Шевченко. - М .: Изд. им. Елены Телиги, 2013. - 480 с.

[8] Подробнее см .: Сверстюк Е. А. Шевченко над временем. Эссе. - Луцк Киев: ВМА «Терен»; ООО «Изд. дом «Киево-Могилянская академия», 2011. - 280 с.

[9] Владимир (Сабодан), Митрополит Киевский и всея Украины. Религиозное мировоззрение Тараса Шевченко (доклад Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира в Киевской духовной академии на пленарном заседании II студенческой конференции «Студенческая наука в духовной школе») // Владимир (Сабодан), Митрополит Киевский и всей Украины. Доклады, речи, обращения. - М., Изд. отдел Украинской Православной Церкви, 2011. - С. 402.

[10] Маринович Мирослав. К чему зовут вчерашние «преступники»? // Маринович М. Избранное: в шести томах. Т. 2. Фигуры друзей. Дрогобычские репортажи. Дорожные зарисовки. - Львов: Изд-во Католического Университета, 2010. - С. 146.

[11] Маринович Мирослав. Шевченко в памятниках // Маринович М. Избранное: в шести томах. Т. 3. Публицистика. - Львов: Изд-во Католического Университета, 2010. - С. 394.

[12] Владимир (Сабодан), Митрополит Киевский и всея Украины. Приветственное слово по случаю открытия выставки «Шевченко сокровища», посвященной 20-й годовщине Независимости Украины // Интернет-портал «Официальный сайт« Украинская Православная Церковь ». [Электронный ресурс]. - 2014. - Режим доступа: http://orthodox.org.ua/article/v%D1%96talne-slovo-z-nagodi-v%D1%96dkrittya-vistavki-%C2%ABshevchenkov%D1%96-skarbi% C2% BB-prisvyacheno% D1% 97-20-ir% D1% 96chnits - Дата доступа: 06. 10. 2014.

[13] Мартышин Дионисий, прот. Идеологические мифологемы в современной церковной жизни // Интернет-портал «Украина Православная. Официальный сайт Украинской Православной Церкви ». [Электронный ресурс]. - 2013. - Режим доступа:. http://pravoslavye.org.ua - Дата доступа: 04. 11. 2013.

[14] Шевченко Т. Г. Дневник // Шевченко Т. Г. Художник: повести, автобиография, дневник / Т. Г. Шевченко; примечания и комментарии Л.В. Ушкалова; худож.-оформитель Ю. Ю. Романика. - М .: Фолио, 2012. - С. 564.

[15] Сагач Г. М. Отец Тарас - детям Украины! - Ужгород: Полиграфцентр «Лира», 2014. - С. 40.

[16] Кононенко П.П. Украиноведение: Конспект лекций / П. П. Кононенко, А. Ю. Пономаренко. - К .: МАУП, 2005. - С. 290.

[17] Шевченко Т. Г. И мертвым, и живым, и нерожденным землякам моим в Украйне и не в Украйне мое дружеское послание // Шевченко Т. Г. Все произведения в одном томе. - К .; Ирпень: ПТФ «Перун», 2009. - С. 123; Шевченко Т. Г. И мертвым, и живым, и нерожденным землякам моим, на Украине и не в Украине сущим, мое Дружеское послание // Шевченко Т. Г. Собрание сочинений в четырех томах. Т. I. - М .: Изд-во «Правда», 1977. - С. 357.

[18] Шевченко Т. Г. И мертвым, и живым, и нерожденным моим в Украйне и не в Украйне мое дружеское послание // Шевченко Т. Г. Все произведения в одном томе. - К .; Ирпень: ПТФ «Перун», 2009. - С. 121.

[19] Там же, с. 121.

[20] Там же, с. 121.

[21] Там же, с. 121.

[22] Подробнее смотри: Шевченко Т. Г. Неофиты // Шевченко Т. Г. Полное собрание сочинений в двенадцати томах. Т 2. Поэзия, 1847 - 1861 / Сост и коммент. В. С. Бородина и др .; Ред. поэтому В. С. Бородин. - К.: Наук. думка, 1989. - С. 219; Шевченко Т. Г. Неофиты // Шевченко Т. Г. Собрание сочинений в четырех томах. Т. 2: Стихотворения и поэмы, 1847-1861. - С. 279.

[23] Шевченко Т. Г. Неофиты // Шевченко Т. Г. Полное собрание сочинений в двенадцати томах. Т 2. Поэзия, 1847 - 1861 / Сост и коммент. В. С. Бородина и др .; Ред. поэтому В. С. Бородин. - К.: Наук. думка, 1989. - С. 225.

[24] Шевченко Т. Г. Неофити.- С. 221.

[25] Шевченко Т. Г. Неофити.- С. 221.

Хорошо это?
К чему зовут вчерашние «преступники»?
Поиск по сайту
Меню
Реклама на сайте
Архив новостей
Реклама на сайте

Реклама на сайте







Архив сайта
Информация
www.home-4-homo.ru © 2016 Copyright. Все права защищены.

Копирование материалов допускается только с указанием ссылки на сайт.